«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 10, 2010 год

МОЛОДЫЕ ГОЛОСА ДРЕВНЕЙ РУСИ.

Мостиком, где прошлое встречается с будущим и явственно ощущается связь времен, называют каждое выступление Сретенского хора. При московском Сретенском монастыре он существует более 600 лет. Перерыв пришелся только на годы гонений Церкви. А около десяти лет назад в возрождающейся обители хор начал обретать современные черты.

В это десятилетие мне довелось слышать его за богослужениями во время поездок в Москву. Первое впечатление: маленького храма на Лубянке не хватает, чтобы вместить всю мощь и «полетность» звучания голосов. Как выяснилось, наместник монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) в то время поставил регенту хора игумену Амвросию (ныне епископу Гатчинскому, ректору СПбПДА) «стратегическую» задачу — разучивать народные песни о жизни, смерти, чистоте, любви... С них начинался светский репертуар коллектива, который был просто необходим, чтобы найти отклик среди нецерковной аудитории. «Вниз по матушке по Волге», «Вижу чудное приволье», «Уж как пал туман», «Нiч яка мiсячна» — русские и украинские народные песни звучали на концертах после духовных песнопений, привлекая все новых слушателей.

Когда в 2005 году хор, состоящий из 30 студентов Сретенской семинарии и выпускников столичных Духовных школ, возглавил Никон Жила, параллельно со службами в монастыре началась активная концертная деятельность. Регулярное участие в монастырских службах и патриарших богослужениях в Московском Кремле коллектив стал совмещать с поездками на международные конкурсы. Неоднократно его приглашали в миссионерские поездки. Хор совершил мировое кругосветное турне, посвященное объединению РПЦ, сопровождал перезахоронение останков генерала Антона Деникина и философа Ивана Ильина заупокойными службами в Париже и Москве, пел в честь 90-летия восстановления патриаршего служения, открытия первого православного храма в Риме, освящения храма святых Константина и Елены в Стамбуле. Он давал концерты для президента Сербии, Патриархов Вселенского Варфоломея и Московского и всея Руси Кирилла. С триумфом прошли выступления во Франции: молебен в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) и концерт в резиденции ЮНЕСКО. Сын священника, Никон Жила с детства пел в хорах Троице-Сергиевой Лавры. Выпускник Гнесинки, он освоил все богатство мирового светского репертуара. «Главная наша задача — участие в богослужениях. Два раза в неделю мы полным составом поем в храме. Но есть еще одно направление, близкое нам. Это русская песня ХХ века. В период, когда православная вера была гонима и насильственно изгонялась, были созданы удивительные песни, отчасти заменявшие в душах людей неизвестные им молитвенные состояния», — рассказывает руководитель хора.

По мнению Никона, такие песни, как «Вот солдаты идут», «Журавли» или «Я люблю тебя, Россия» из «застойных» — никогда не устареют и требуют новых талантливых аранжировок. Этим и занимаются молодые хористы. Они с удовольствием исполняют и песни известного советского композитора Александры Пахмутовой «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Как молоды мы были», «Усталая подлодка», и другие. Александра Николаевна была поражена тем, что ее музыку поет а капелла церковный хор, оценила точность и выразительность аранжировок. Секрет прост — за образец хористы берут дореволюционную модель звучания. Слушают старинные записи и стараются так же ясно и четко нести звук, наполнять его светом, стройностью, теплотой, как делали их предшественники.

Лучшую оценку деятельности хора, по-моему, дал обыкновенный слушатель из Америки. После концерта он признался: «Мне захотелось пойти и на богослужение, где вы поете. Ведь если здесь, в светском зале, испытываешь такой подъем духовности, каково же будет в церковных стенах!»

Елена Югина