«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 10, 2010 год

МЕСТО РАДОСТИ И ПОКОЯ

На Земле много удивительных мест, каждое из которых запоминается чем-то особым. Загородное хозяйство Успенского подворья Оптиной пустыни оставляет в сердце ощущение покоя, мира и радости. Кажется, что здесь все обладают тонким чувством юмора: игумен Ростислав (Якубовский), послушники и трудники, пчелы и енот-полоскун. Только страусы — птицы серьезные, им не до шуток...



Государство в государстве

Жарким летним утром мы с фотографом приехали познакомиться с чудо-хозяйством Успенского подворья (употребляю эпитет «чудо», потому что слышала множество восторженных отзывов об этом месте). Послушник Александр Пчельников был нашим гидом, он водил нас по территории хозяйства и терпеливо отвечал на вопросы. Александр здесь с 2000 года, носит подрясник, его вполне можно принять за монаха. Когда-то он учился в медицинском институте на стоматолога, но жизнь распорядилась иначе: и за десять лет он сумел освоить множество специальностей. На расспросы о том, что его здесь держит, лишь улыбался, видимо, словами этого не объяснить, можно только почувствовать. Сказал только, что хорошо, когда у тебя есть настоятель, которому ты доверяешь...

Загородное хозяйство находится на Карельском перешейке в поселке Сосновый бор (раньше он носил финское название Халила) и занимает территорию в 40 гектаров по берегу озера Краснофлотское. До революции на этой земле рос фруктовый сад противотуберкулезного санатория, основанного еще в 1889 году в поселке Халила. При санатории была построена Александро-Невская церковь, в которой в советское время располагался продуктовый магазин и кочегарка, 18 лет назад в храме возобновились службы, и в 2007 году отреставрированная церковь отметила свое столетие. Этим летом храм передали Успенскому подворью, и теперь оптинская братия служит в нем. От храма Александра Невского до оптинского хозяйства 15 минут прогулочным шагом. После войны здесь была фирма, занимавшаяся выращиванием лекарственных растений (о том времени напоминают мята, зверобой и другие полезные травы, которые можно встретить дикорастущими на территории хозяйства). В «перестройку» сюда пришло запустение. А с 1999 года повеяло зарождением новой жизни: этот участок земли передали подворью Оптиной пустыни в Петербурге. С тех пор, если верить названию сайта загородного хозяйства (http://blagoemesto.ru), это место стало облагораживаться.

С каждым годом хозяйство все больше приобретает черты небольшого городка. В центре — храм преподобного Амвросия Оптинского, строящийся с 2006 года при поддержке строительной группы «ЛСР». Скоро здесь начнется внутренняя отделка и роспись, а освящение планируется через год. Храм стоит на рукотворном холме, надежный, светлый и устремленный ввысь, он удачно вписывается в пейзаж. По просторной территории вокруг него разбегаются хозяйственные и жилые постройки, вольеры для животных, пасека, фруктовые и ягодные посадки, оранжерея... Хозяйство огорожено каменным забором, за ним построена гостиница для паломников и трудников. Сейчас в ней идет внутренняя отделка, а художник Александр Ищенко расписывает стены снаружи: здесь будет картина, иллюстрирующая внешнюю и внутреннюю красоту жизни общины.

Летом хозяйство может принять до 50 мужчин. Сюда приезжают по разным причинам: негде жить, есть желание освободиться от зависимости (алкогольной, наркотической); надо заработать деньги на билет, чтобы вернуться на родину; хочется куда-то прислониться от чувства потерянности и ненужности... В хозяйстве среди трудников большая текучка: не все принимают здешние порядки. Старожилов всего пять-семь человек, они живут здесь более четырех лет, ощущая это место своим. Летом приезжают помощники из Петербурга с Оптинского подворья, молодежь из православных объединений. Здесь с радушием и теплом принимают всех и благодарны за помощь.


Агротуризм с религиозным уклоном

Трудно представить отрасль сельского хозяйства, которая бы здесь не развивалась: разведение страусов, кур, коров и коз, молочное производство, сыроварня, изготовление морсов, разведение пчел, выращивание ягод... Кроме полезной живности (к которой можно отнести африканских страусов и австралийских эму), тут содержат енотов-полоскунов, необычных кроликов, карликовых вьетнамских свинок (с озорными мордочками и абсолютно черного цвета), алтайских белок, пару стройных оленей (похожих на героев мультфильма «Бэмби»). Для чего? Мне кажется, для радости — как собственной, так и приезжающих в хозяйство экскурсантов.

Игумен Ростислав (Якубовский), настоятель Успенского подворья Оптиной пустыни и основатель загородной общины, рассказал нам, что агротуризм больше всего привлекает людей и приносит основные доходы хозяйству. Люди приезжают группами на автобусах и семьями на машинах, чтобы посмотреть на страусов, покормить козочек, познакомиться с другими питомцами, побывать на пасеке, увидеть строящийся храм, погулять по берегу озера, подышать лесным воздухом, пообедать в трапезной и купить что-то из продукции хозяйства. Такие приезды становятся поводом для знакомства и разговоров на глубокие темы: здесь практикуется агротуризм с религиозным уклоном.

Отец Ростислав — внимательный и мягкий собеседник. Неторопливо, с полуулыбкой он отвечает на мои вопросы: «Мы стараемся не свирепствовать. Специально создавать жесткие условия, чтобы люди спасались скорбями, — не наш принцип, этого и так хватает в жизни». По словам игумена, 11 лет назад задумка заключалась в том, чтобы здесь появилось место, где людям было бы удобно общаться друг с другом и с Богом, чтобы строился храм и возникала вокруг него молитва. Хотелось нести позитивное настроение в окружающий мир и отношения между людьми, а в городе добиться этого было сложнее. «У нас изначально стояла задача уехать из города, — продолжает отец Ростислав. — Чтобы устроить что-то свое, провести свою линию, делать свое дело и никому не мешать, нужно отойти в сторону. У нас это получилось, здесь мы стараемся жить согласно нашим христианским принципам, мне кажется, это понемногу распространяется и на других людей, живущих с нами. Только молиться — удел немногих. Трудиться вместе, общаться, читать, познавать что-то — это средний путь, доступный большинству». Слушаю игумена, и на память приходят слова апостола Павла: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии» (2 Кор. 6, 3-4).

Среди людей, живущих и работающих в хозяйстве, твердо исповедующих христианство меньшинство. В основном это люди, которые находятся в пути от своих проблем к общению с другими и Богом. Здесь задается определенный вектор, к которому все приближаются, каждый под своим углом. Молитвенное правило утром и вечером обязательно, но если человек не хочет (невольник — не богомольник), то он может вместо молитвы на час больше поработать. Утренние молитвы обычно с трудом даются трудникам, а вечерние редко кто пропускает: они короче и включают в себя чин прощения, который, видимо, нужен многим.


Свобода творить

«Идею разводить страусов я привез из Финляндии и Швеции. Разные виды деятельности у нас возникают сначала в виде идеи, а потом появляется и человек, который может их реализовать. Иногда бывает наоборот: сначала появляется человек, а «под него» возникает проект. Так было с пчеловодством, когда у нас появился Юрий Шалберов, — отец Ростислав отвечает на вопрос о том, откуда такое разнообразие дел в их хозяйстве. — Мы стараемся поддерживать хорошие инициативы, мы за свободу творчества. В некоторых монастырях есть методики, когда, скажем, пчеловода ставят рыть яму. Может, это кому-то и полезно. Но нам хочется меду, а для того, чтобы вырыть яму, найдутся другие, которые с этим справятся лучше..."

Удивительно встречать таких людей, имеющих дар от Б ога организовывать дело и получать радость от того, что мирно и радостно другим. От того, что они могут работать и видеть результаты труда, от красоты природы и красоты, созданной руками людей, от чувства общности и частности большого организма. Медленно, но верно созидаются внешние и внутренние опоры загородного хозяйства и скита Успенского подворья Оптиной пустыни. Что здесь будет дальше? А это, как Бог устроит.
Ирина Левина
фото: Станислав Марченко