«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 1, 2010 год

ВЫСТАВКА ИЗВЕСТНЫХ И ИНЫХ ХУДОЖНИКОВ

В арт-центре «Пушкинская, 10», в галерее «Арт-Лига» открылась экспериментальная выставка под названием «Резонанс». Все, что делается на Пушкинской, 10, — сплошь одни эксперименты. Даже Новая Академия, в свое время образованная Тимуром Новиковым для возвращения к традиции, обернулась очередным экспериментом. Давно уж этим словом прикрывается любое, даже самого низкого уровня, начинание. На этот раз эксперимент особый, хоть и не новый...

На открытии выставки «Резонанс» художники Александр Некрасов и Дмитрий Шагин

В Учебной мастерской Музея «Царскосельская коллекция» проводятся занятия с людьми, которых называют «с особенностями развития». Группа состоит из 30 человек. Занимаясь с ними, художник Александр Некрасов старается увлечь группу изобразительным искусством. Если бы таким людям просто предложили клеить коробочки или шить грубую одежду, то о результате их деятельности было бы легко судить и делать работникам замечания. Критерии-то просты: коробки должны быть ровными и аккуратными, одежда — подходящей. В искусстве люди «с особенностями развития» оказываются на равных с прочими, ведь критериев в современном искусстве почти нет или они предельно размыты. Люди, о которых сейчас идет речь, подобны детям. Именно дети лет до 10, пока не начинают стесняться своих творений из-за их несходства с произведениями взрослых, — удивительные мастера пластики. Цвет им можно подсунуть какой попало: им они и раскрасят картинку. Пластику же «подсунуть» нельзя. Возможно, что это их память о другом прекрасном мире, покинутом ими при рождении. Не зря же все они стопроцентно рисуют только обратную перспективу, как на православных иконах, и ни один ребенок не начал рисовать свой первый домик с правильной перспективой. Он еще «помнит», как надо.

Прелесть детских картин всегда пленяла профессионалов, они ловили себя на зависти. Копировать детей — глупо. Тогда наиболее смелые творцы стали копировать их раскованность и независимость от традиций, школ и законов искусства. Многие, впрочем, делали это же от нетерпения, отвращения к упражнениям и просто из хулиганских побуждений. Теоретики охотно принялись находить тому глубокомысленнейшие объяснения, упражняясь в словоблудии. Ничто не стоит на месте: ни практика, ни теория, — и вот мы имеем «современное искусство». Как и всякие эксперименты, эти привели, с одной стороны, к преодолению застоя и новым формам, а с другой стороны, породили эстетику безобразного, дали представление о разнообразии форм «мерзости запустения».

Однако тайна талантливости детей осталась нераскрытой и сохраняет для художников прежнее очарование.

На выставке в «Арт-лиге» показаны работы не только людей «с особенностями развития», но и признанных художников: Геннадия Устюгова, Александра Бихтера, Ивана Сотникова, Натальи Жилиной, Дмитрия Шагина и других. Идея этого смешения принадлежит Ие Кирилловой. Перечисленные художники постоянно экспонируются в государственном музее «Царскосельская коллекция» города Пушкина, их работы использовались на занятиях студии в качестве наглядных пособий. Чтобы понять, кому принадлежит то или иное полотно («наивному» автору или профессионалу), нужно только знать имена. Иногда, правда, сквозит в какой-нибудь линии твердость руки, порой уверенный мазок выдает известность, но по большей части отличие мастеров от «особенных» невелико или его нет вовсе. Поэтому выставка полезна опытным художникам как источник пластических идей, а «наивным» — как кажущиеся простыми образцы для подражания или копирования. Дело в том, что в картинах, представленных мастерами, совсем не содержится известной отпугивающей надменности, равно как и технической изощренности. Зато там есть стремление к поэтическому лаконизму, знаку, одноразовому иероглифу. Впрочем, это вещь небезобидная, поскольку знак этот способен в иных случаях «за руку схватить» художника, да так и не отпустить всю оставшуюся жизнь. Иногда тот замечает это в самый последний момент, когда уже не в силах что-либо изменить в себе.

Алексей Семичов. «Солнцеподобный»

Рихард Васми.
«Осень в Парке»

Иван Сотников. «Пушкин»

Выставка демонстрирует и христианское смирение присущей известностям гордыни, и доброту по отношению к более слабым и беззащитным, и добросердечное признание «умственно отсталых» «умственно иными» художниками. Путаница в экспозиции и отсутствие разъяснительных табличек на каждый случай отнюдь не пугает «признанных» возможностью оскорбления амбиций. Правда, и ответственность за «наивных» велика. Ведь таким людям свойственна особенная привязчивость и, однажды приручив их, приобщив к своей компании, бросать уж никак нельзя. Вероятно, поэтому занятия с ними не прекращаются уже пять лет.

Возможно, что такая работа и выставочная деятельность на общих условиях приводит к выравниванию неспокойной психики у подопечных. А мастерам полезно и важно, оглянувшись на «непрофессионалов с особенностями», сосредоточенно подумать: всю ли данную им Богом творческую энергию вкладывают они в произведения, не просто ли отмахиваются незатейливыми работами от ежедневной мнимой обязанности.

Виктор Тихомиров
Фото: Мадина Астахова