«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 1, 2010 год

СПРОС НА ЗВЕЗДЫ

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2, 1-2). Едва ли в Евангелии есть место, более значимое для тех, кто по карте звездного неба пытается прочесть свою или чужую судьбу. Астрологи, считая себя преемниками древних звездочетов, не видят противоречий своего ремесла с христианством. Церковь, по их мнению, с присущей ей узостью и невежеством пытается отстоять монополию, когда речь идет о душе человека. То ли дело древние мыслители и ученые — Иоганн Кеплер, Френсис Бекон — не чета нынешним попам. Да и народные массы в России охотно потребляют астрологические прогнозы — бывает, что и в храме за свечным ящиком звучит вопрос: «А знаки зодиака у вас есть»?

Да и в самом деле, что же плохого в том, что астрология помогает человеку познать себя, свои сильные и слабые стороны? Не дает ли прогноз, прочитанный на последней странице газеты, уверенность в завтрашнем дне, помогая избегать ошибок в «плохие» дни и использовать по максимуму потенциал «хороших»?

Для определения особенности личности в астрологии используется «натальная карта» — схема, на которой в символическом виде запечатлено состояние космоса в момент рождения человека. Интерпретируя натальную карту, астролог пытается определить характер человека и выявить общие тенденции его судьбы. Таким образом, особенности личности человека, пусть в ограниченной мере, заданы при рождении расположением небесных светил. Кроме того, его жизнь, пусть в ограниченной степени, оказывается запрограммированной расположением звезд. Казалось бы, астрология и христианство говорят об одном — о том, что следует знать правду о самом себе, чтобы жить, избегая духовных катастроф.

Впрочем, в астрологии мы наблюдаем занятное явление — те слабые стороны человека, о которых говорит звездная «характеристика», могут быть поняты и как сильные, а то и вовсе щекочут самолюбие читателя. «Овны отличаются крайней активностью. Наверное, они самые активные люди из всех знаков Зодиака. Свои дела вы начинаете активно, так же продолжаете их и, к сожалению, бросаете их, не доведя до конца, потому что многие дела требуют выдержки и терпения. Доделывать дела до конца — это хорошо, но для Овна важнее начать, зажечься самому и зажечь окружающих. Это ваша высшая космическая задача, для этого вы рождаетесь под этим знаком зодиака, — сообщает гороскоп Рамблер.ру. — Люди, рожденные под знаком Тельца во всех делах руководствуются здравым смыслом, это очень земные, практичные, порой прагматичные люди. Если говорить о негативных качествах Тельца, которые ему дает Земля, то это, прежде всего, консерватизм, стремление к стабильности». Все эти характеристики, по сути, — плохо закамуфлированная лесть, апеллирующая к чувству собственной значимости и исключительности. Еще бы — у меня тот же знак зодиака, что и у Байрона, Моцарта и Укупника, — я не лыком шит!

Отнюдь не правды мы ищем, обращаясь к астрологу с просьбой раскрыть наши натальные карты. «Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее...» — подобно пушкинской царевне, тысячи людей кокетничают перед звездными зеркалами, едва ли будучи готовыми узнать нелицеприятную правду о себе. Куда проще списать жизненные ошибки на знаки зодиака, чем искать причину в себе и принять ответственность за свою жизнь. Дело вовсе не в звездах; «извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека», — говорит Христос (Мк. 7, 21-23). Я такой, какой я есть, не потому, что я вырос в такой стране и меня так воспитали. Я такой, какой я есть, не потому, что я козерог. Я сам захотел стать тем, кого из себя представляю сейчас. Нужна известная смелость, чтобы во время Великого поста вместе со всей Церковью повторять обращенные к Богу слова: «Господи, даруй мне зрети моя прегрешения». Произнося их, мы признаем, что наше видение не только мира, но и самих себя является неполным и искаженным.

Современный человек, по большей части, страдает от неуверенности не только в себе, но и в завтрашнем дне. Это ощущение, которое и притягивает любителей астрологии в небесные сферы, хорошо выразил на заре XX века Федор Сологуб:

Мечтать о дивных чудесах
Хочу, как встарь, — и не мечтаю,
И в равнодушных небесах
Пророчеств новых не читаю.

Жить с чувством неопределености страшно: кто знает, что случится завтра?

Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
Нет нужды; прав судьбы закон.

Вместе с пушкинским героем вздыхаем и мы, тревожась за себя и за близких. Телевидение разгорячает фантазию: катастрофы, природные катаклизмы, криминальная хроника. В чем же выход? Как узнать, что будет завтра?

«Не забывайте,— скажет астролог, — что и Священное Писание говорит о пророках, которые предсказывали будущее. Что же в этом плохого?» Возразим, что в Ветхом Завете служением пророков было отнюдь не стремление заглянуть в замочную скважину грядущего, а утешение и обличение. Предсказывая скорбное будущее, вызванное, впрочем, человеческими грехами, а не комбинациями созвездий, пророк всегда предлагает альтернативу: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные!.. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем... Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: Беззаконие — и празднование! <...> Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло, научитесь делать добро: ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда прийдите — рассудим», — говорит Господь. «Если будут грехи ваши как багряное — как снег убелю; если будут как пурпур — как волну убелю», — так возглашает пророк Исаия (Ис. 1, 4-6; 13, 16-18).

Что же делать нам сегодня, если в течение XX века русские пророки оказывались, по большей части, в тюрьмах или в эмиграции? Кого нам слушать?

Конечно, можно начинать день с астрологического прогноза, создавая иллюзию предсказуемости событий. А можно встать перед Тем, о Ком псалмы говорят: «...сотворил светила великие, солнце, царящее днем, луну и звезды, царящие в ночи» (Пс. 135). Ощутить Его присутствие, сказать несколько простых слов: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой...» Было бы странно подумать, что человек, способный осмысленно обратить эти слова к Богу, нуждался бы в дополнительной астрологической защите — наверняка Тот, кто сотворил звезды, сохранит нас лучше тех, кто пытается читать карты звездного неба. Ориген, христианский писатель III века, задает закономерный вопрос: если нелепо думать, что на жизнь Христа повлияли звезды, почему мы должны думать, что сами зависим от небесных светил? И если в человеческих грехах и пороках виноваты звезды, не получается ли, что Бог, сотворивший видимый и невидимый мир, есть источник зла в мире и в человеческой душе?

Предавая свою жизнь в руки Божии, человек открывает для себя, что нет «хороших» и «плохих» дней, «счастливых» и «несчастливых» чисел. Малодушие, боязливость и суеверность отступают. Не нужно плевать через левое плечо и стучать по дереву. Знакомясь с человеком, не нужно узнавать, когда он родился. Появляется неведомое доселе чувство — чувство свободы.

Но не стоит обольщаться. Едва ли новообращенный христианин, бросив в печку астрологические прогнозы, мгновенно обретет в церковной жизни ту свободу, о которой говорит Христос: «познаете Истину и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Путь человека к свободе непрост. «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? <...> Если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом» (Исх. 14, 11; 16, 3), — скорбели евреи, освобождаемые из рабства. Свободу обретает тот, кто ее ищет, однако в Советском Союзе выросло несколько поколений людей, для которых понятие свободы, ответственности оказываются весьма размытыми. Протоиерей Александр Борисов в своей книге «Побелевшие нивы» отмечает: «В странах с укоренившейся христианской этикой имеется четкое осознание личной ответственности: „Бог за мои грехи спросит с меня“. Отсюда я сам и должен отвечать за мои дела и поступки. Для советского человека, напротив, характерно чувство коллективной ответственности: не „я“, но „мы“. Поэтому люди, приходящие сейчас в Церковь от не вполне определенного и осознанного „что-то есть“, идут не столько с чувством собственной вины за жизнь, прожитую без Бога, сколько с чувством, что им чего-то в жизни недодали». Сегодня большая часть этих людей считает себя православными, единицы стали членами Церкви на деле. Они подолгу топчутся на церковном пороге, не находя в себе сил его переступить: «Вы же знаете, как нас воспитали... Нас не учили...» Это нежелание принять на себя ответственность за собственное духовное состояние и за свою жизнь вообще приносится и в церковную жизнь. Едва ли слово «свобода» является хоть сколько-либо значимым в современном церковном лексиконе. Тысячи людей ищут «старцев», на плечи которых можно было бы переложить отвественность за собственные действия. В этом случае «послушание» есть всего лишь форма глупости, инфантильности и малодушия. «У меня муж был неверующий, и меня духовник благословил развестись», — есть ли священник, который не слышал подобных фраз?..

«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему», — повествует о волхвах апостол Матфей (2, 10-11). Хочется верить, что хотя бы кого-то из современных потребителей астрологической индустрии интерес к звездному небу приведет ко Христу, как и евангельских волхвов.

Иерей Андрей Кордочкин
Фото: NASA