«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 9, 2009 год

БЕЗЗАВЕТНОЕ СЛУЖЕНИЕ

Кончина в апреле 2009 года Ирины Васильевны Кубовской, завуча Регентского класса в ЛДАиС, отозвалась в моей душе печалью, но и благодарностью Богу за встречу с нею — одаренной личностью-организатором, искренней служительницей музыкальному искусству. Неслучайно Николай Дмитриевич Успенский, известный духовный композитор, пригласил ее на должность педагога-теоретика классической музыки в реорганизованный Регентский класс. С необыкновен?-
ной живостью Ирина Васильевна нашла настоящих специалистов для преподавательской работы: пианистов, дирижеров и вокалистов. На плечи Кубовской легла разработка учебных программ и пособий, виртуозное составление «скользящих» расписаний музыкальных и богословских занятий, составление проектов финансовых ?затрат.

Столкнувшись с церковным осьмогласием и осознав его значение в богослужении, Ирина Васильевна не постеснялась попросить моей помощи. После занятий, часто в праздничные дни, я приходил в ее однокомнатную квартиру, из окон которой была видна зимняя Нева и стены Петропавловской крепости. Мы садились за рояль, и начиналось взаимное обучение: я ей толковал о системе осьмогласия и о знаменных попевках, а она исправляла мои ошибки при гармоническом анализе разных пьес. Ирина Васильевна была большой оптимисткой, беззаветно любила Питер и была необыкновенно внимательна к гостям. В старом, с блокадных времен котелке варила гречневую кашу и заботливо подсыпала ее в мою тарелку…

Она являла собой образец старой педагогической дисциплины и внутренней требовательности к себе и к своим юным воспитанникам. Ее авторитет музыканта был непререкаем, музыкальный слух и знания западной гармонии — совершенны. В педагогическом коллективе случались острые творческие споры. Например, о применимости в церковном пении современных принципов модальной гармонии в стиле Альфреда Шнитке. Классические музыкальные взгляды Кубовской со временем оказали влияние на формирование музыкальной эстетики Регентского класса. И сегодня Регентское отделение стоит на страже исторической традиции петербургской церковной школы, идей певческой Императорской капеллы, в чем несомненная заслуга Ирины Васильевны Кубовской. Вечная ей память!

Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан