«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 9, 2009 год

«ХОР ДОЛЖЕН БЫТЬ ЦЕРКОВНЫМ, А НЕ ПРОСТО ПОЮЩИМ В ЦЕРКВИ».

Подытожить «музыкальную» Тему номера мы попросили Михаила Ващенко, заведующего Регентским отделением СПбДАиС, главного регента Князь-Владимирского собора.

- Кем становятся выпускники Регентского отделения?
-  За 30 лет существования Регентского отделения более 500 человек приобрели профессию регента. В основном все наши выпускники находят работу, связанную с храмовым богослужением. Большинство становятся регентами профессиональных и любительских хоров, некоторые преподают пение в общеобразовательных школах и детских садах, выступают с концертами вне храма, организуют певческие фестивали и занимают в церковной среде другие должности. К сожалению, быть только регентом в настоящее время весьма сложно по экономическим причинам, поэтому многим приходится искать дополнительную работу.

- Какой хор — любительский или профессиональный — должен петь в храме?
- Это зависит от возможностей прихода. В городских храмах чаще поют профессиональные хоры, состоящие из музыкально образованных певчих. В связи с этим возникает вопрос: может ли любой музыкант стать певчим церковного хора? Теоретически — да. Церковное пение должно иметь хороший строй, красивую гармонию и высокое исполнительское мастерство, то есть удовлетворять эстетические потребности прихожан. С другой стороны, клирос принимает непосредственное участие в богослужении, доносит до молящихся Слово Божие. Пение в храме — это молитва, и певчие должны ответственно относиться к своему служению. Хор приравнивается к ангельскому лику, который своим пением непрестанно славит Бога. Поэтому — я в этом убежден — участники церковного пения должны быть верующими. Ответственность за то, чтобы хор был церковным, а не просто поющим в церкви, лежит на регенте хора. Он сам должен быть на высоте церковного служения и грамотно комплектовать хор.

Любительские хоры по качеству исполнения не всегда музыкально совершенны, но их воодушевленное пение может скорее дойти до сердец молящихся. То есть недостаток первой составляющей идеального хора (профессионализма) здесь может искупаться полнотой второй составляющей — горением, верой. К тому же в любительских хорах некоторые вопросы решаются проще: на уровне взаимоотношений между участниками. Например, те певчие, которые поют с пониманием богослужения, могут постепенно научить новичков или вместе с ними уточнить какие-то сложные моменты у священника.

- Могут ли духовную музыку исполнять светские хоры?
- Если такие выступления проходят в концертных залах на высоком уровне, то их можно только приветствовать. Они являются хорошей рекламой для церковно-певческого искусства. Может быть, кто-то после таких концертов захочет прийти в храм и приобщиться к православной вере!.. Но такие концерты не должны подменять церковное богослужение. Я считаю недопустимым произношение артистами на эстраде возгласов священнослужителей и пение произведений Литургии из Евхаристического канона.

- Где учат церковному пению?
- К сожалению, у нас в городе нет специальных церковных певческих школ. Но чему-то можно научиться в любительских хорах. В некоторых храмах практикуется народное пение отдельных песнопений (для этого раздаются специальные распечатки). Любительские хоры обычно поют на ранних Литургиях и участвуют в акафистном пении. Например, в Князь-Владимирском соборе два любительских хора поют на ранних службах антифонно (попеременно). В Казанском кафедральном соборе есть любительский хор, который по репертуару и исполнительскому мастерству вполне соответствует профессиональному уровню. Есть любительские хоры и в других храмах. В некоторых воскресных школах преподается церковное пение. Но все это происходит на уровне местного энтузиазма, так как не существует единого центра, откуда бы исходила методика системного преподавания церковного пения.

Беседовала Ирина Левина
Фото: Станислав Марченко