«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 9, 2009 год

ПЕТЬ ИЗ ЛЮБВИ К БОГУ. Любительский хор храма Новомучеников и Исповедников Российских

В 1998 году рядом с Феодоровским собором, за возвращение которого верующие боролись много лет, был открыт храм-часовня Новомучеников и Исповедников Российских. С самого начала предполагалось, что хор здесь будет любительский. Хотелось, чтобы пели сами прихожане, воспринимающие это как свое служение. С момента основания хора и по сей день регентом является Марина Лифорова. Марина, еще будучи студенткой РГПУ им. А.И. Герцена, воцерковилась через пение в любительском церковном хоре храма Серафима Саровского в Вырице, впоследствии она окончила Регентское отделение СПбДАиС.

В любительский церковный хор приходят разные люди: некоторые имеют музыкальное образование, но это не является обязательным условием. По словам регента, требования к хористам минимальны: наличие музыкального слуха, готовность и возможность участвовать в спевках хора раз в неделю и желание петь. Сейчас максимальный состав хора во время больших праздников — Пасхи и Рождества — около 30 человек, по воскресеньям за Литургией поют около десяти певчих, но на субботних службах бывает всего двое-трое.

Марина рассказывает, что особенность прихода Новомучеников и Исповедников Российских в том, что во время богослужения поют все прихожане и каждый чувствует себя активным участником Литургии. Раньше во время службы хор находился внизу, но сейчас он — на хорах. «Мы перешли наверх, чтобы не сбиваться, — поясняет Марина Лифорова, — непрофессиональный хор довольно легко сбить, если рядом кто-то поет нечисто или не в той тональности. Я замечаю, что песнопения, которые часто повторяются, все люди в храме поют довольно слаженно. Прихожане порой даже жалуются, дескать, вы разучили новую Херувимскую, а нам слишком сложно подпевать. Поэтому стараюсь выбирать более простые песнопения церковного обихода… Авторские, композиторские произведения мы поем редко, только на торжественных службах. На мой взгляд, обиходные песнопения Литургии, Всенощной и праздников тоже очень красивы».

Спецификой любительского хора является нестабильность состава: постоянно кто-то уходит, появляются новые участники. Человек проходит оглашение (в храме оно проводится ежегодно), вливается в общину и начинает искать себе служение. Кто-то находит свое призвание в церковном любительском хоре. Бывает, что в коллектив приходят далекие от Церкви люди и воцерковляются благодаря интересу к литургическому пению.

Обучение непрофессиональных певцов требует много времени и терпения от регента. А от певчих требуется ответственное отношение к делу, как и в любом другом служении. Случается, хорист становится основным, на него возлагаются надежды, но он вдруг меняет работу или уезжает в другой город. Регенту в таком случае надо все начинать сначала. Это сложная проблема, и Марина Лифорова постоянно думает, как ее решить. Она обсуждала с настоятелем вариант приглашения в состав хора профессиональных певцов, для того чтобы любителям было легче петь, «равняясь» на них. Но далеко не всякий профессионал захочет участвовать в любительском хоре, к тому же с появлением оплачиваемых певчих разрушится изначальная идея: в храме должны петь прихожане, движимые желанием служить своим талантом Богу и людям. Зато в хоре нередко поют или учатся петь инославные гости, которых привлекают красота православных песнопений и гостеприимство регента и хористов.Самый сложный период для хора — Великий пост. «Мы активизируемся во время поста, потому что появляется много новых служб, — рассказывает Марина. — Надо привести хор в форму и выучить новые песнопения для Страстной седмицы и Пасхи, бывает, что и настоятель приходит на спевки. Для участников хора такая активная работа является дополнительной великопостной нагрузкой. В позапрошлом году мы даже записали диск с песнопениями Великого поста».

Максим Лебедев поет в хоре четвертый год. Он был прихожанином другого храма, но проходил оглашение в часовне Новомучеников и Исповедников Российских. Когда он узнал о существовании любительского хора в этом приходе, то с радостью решил присоединиться к нему. Максим рассказывает: «Возможность петь в церковном хоре очень важна для меня. Когда приходишь в храм, хочется принимать посильное участие в его жизни. Я был в разных приходах и заметил, что везде люди стремятся петь. Поют или во время Литургии, или акафисты, где это принято. Когда я пришел в наш хор, то был поражен, что при всей простоте звучания в исполнении чувствуется сердечность. Я думаю, что этим и отличается любительский хор от профессионального. Здесь люди поют ради Христа».

Рина Сакаева, Ирина Левина
Фото: Станислав Марченко