«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 9, 2009 год

ПОИСК ЗНАНИЙ КАК СПОСОБ ЗАПЕТЬ В ЦЕРКВИ

Посвящая номер 30-летию Регентского класса, мы решили посмотреть на тему музыки в Церкви шире: ведь не все, кто хочет петь в храме, имеют специальное музыкальное и богословское образование. Церковное пение как прославление Бога доступно каждому верующему. Правда, чтобы петь в унисон со всеми, нужно знать не только слова, но и ноты. Оказалось, что научиться песнопениям церковного обихода — серьезная проблема. Своими открытиями и огорчениями по этому поводу поделилась одна из наших читательниц — Виктория Голубкова, которая также помогла нам в сборе информации, интересной для регентов, хористов и всех, кто хочет петь в церкви. Как научиться церковным песнопениям? Где заниматься, если получать дополнительное образование не собираешься? Какие хоры в Петербурге исполняют духовную музыку? Этим вопросам и посвящены следующие материалы нашей Темы номера.

По профессии я программист, и музыкального образования у меня нет. Но так как в семье у нас часто пели, музыка всегда была моей естественной средой. Поэтому, когда Бог привел меня в Церковь, меня очень поддержало именно бого?служебное пение. Приходя в храм, я специально старалась встать поближе к клиросу. Музыка была лучшей проповедью, открывала Бога и вызывала покаяние. Если прихожане начинали дружно петь, а я не знала слов и мелодии, мне становилось неловко. В совместном пении мне всегда виделись сплоченность прихода и глубина воцерковленности людей. А собственное молчание я почитала за отсталость, потому поставила себе цель выучить песнопения, исполняемые всеми.

Запомнить «Символ веры», «Отче наш» и причастен «Тело Христово приимите» было делом нехитрым. А вот с остальным возникли сложности. Я купила сборник молитв для общенародного пения в храме, но так и не поняла, как им пользоваться. Выучить слова многочисленных молитв мне не представлялось возможным. Правил, по которым можно было узнать, какие песнопения будут звучать в следующий раз, не прилагалось. Да и нот в сборнике не было. Пожилые прихожанки, подпевающие на службах, начали мне казаться носительницами тайных знаний.

Светские любительские хоры

По совету родных я записалась в студенческий хор. Не совсем представляя сначала, что там поют, я обрадовалась, увидев в репертуаре духовные песнопения. Этот период совпал с моим воцерковлением, и я получила прекрасный шанс быстро выучить тексты молитв. В хоре я начала интересоваться православной духовной музыкой, именами композиторов, создавших ее, и с еще большим вниманием стала ходить на службы, замечая знакомые песнопения и по-новому открывая их смысл.

По моим наблюдениям, отношение большинства хористов к церковной музыке отличалось от моего. Раньше я и не предполагала, что исполнять духовную музыку можно без любви к Церкви и интереса к текстам молитв. Но потом заметила, что интерес некоторых хористов к православным песнопениям держится лишь на красивой гармонии и увлекательной сложности исполнения, а также на возможности услышать свой голос в прекрасной акустике храма.

Со временем меня перестала удовлетворять только красота церковных песнопений. Мне хотелось понимать, как привязана музыка к богослужебному кругу. А такой информации в светском хоре нам, конечно, дать не могли…

Приходские любительские хоры

Найти в Петербурге любительский хор, специализирующийся на церковной музыке, оказалось задачей непростой. Во-первых, официального списка таких хоров я не обнаружила. Во-вторых, оказалось, что большинство хоров организует спевки в выходные дни, а у меня не было возможности петь по выходным. Наконец я пришла в любительский хор Чесменской церкви, о котором знала от знакомых. Здесь спевки проводились по будним дням, и меня встретили с большим теплом: молодых голосов не хватало.

Репертуар хора составляли в основном простые, четырехголосные песнопения (учить более сложные вещи хору не позволял ограниченный, преимущественно женский, состав). Теорией церковного пения здесь тоже не занимались, и очень скоро я почувствовала себя не у дел. Более того! Я поняла, что пение в церкви может стать для меня тяжелым испытанием. Ведь я привыкла к гармонически сложной музыке: к произведениям Чеснокова, Рахманинова, Бортнянского, а в церковном обиходе ее не исполняют. Выход из этого положения мне виделся только один: научиться любить и понимать музыку церковного обихода. А для этого необходимо было глубже узнать ее, пройти специальное обучение.

Школы церковного пения

В 1551 году, согласно постановлению Московского Стоглавого Собора, во всех городах государства учреждались певческие народные школы для детей и взрослых. Когда узнаешь об этом, становится грустно. Куда делся интерес к церковному пению в наши дни?..
Я живу в мегаполисе и до сих пор не знаю ни одной певческой школы, где могла бы свободно получить компетентные ответы на свои вопросы. Рекомендуют только регентское отделение Духовной семинарии и факультет древнерусского пения консерватории. Но это обучение требует отказа от дневной работы из-за отсутствия вечернего и заочного отделений. И что делать, если получать второе высшее образование не собираешься и не планируешь становиться ?регентом?..

Пособия для самообразования

Я искала ответы в интернете, но информация там хаотически разбросана. Сайты церковно-певческой тематики ориентированы на регентов, певчих, священнослужителей и значительно реже — на интересующихся любителей. Попытка найти в продаже печатное пособие по церковной музыке тоже не принесла успеха. Выяснилось, что достать книги по этой теме крайне трудно. Например, рекомендуемый специалистами двухтомник Ивана Гарднера «Богослужебное пение Русской Православной Церкви» (тиражом всего 4000 экземпляров) можно купить только в московском издательстве.
Исследовала я и ассортимент мультимедийных дисков. Сейчас в продаже большое количество записей православной музыки, но очень не хватает музыковедческих и богословских комментариев к ним.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

В результате на сайте «В Кон?такте» я сформировала группу единомышленников (?vkontakte.ru/club8472043). Сейчас там уже 300 участ?ников: регенты, певчие, псаломщики, священнослужители, музыковеды, музыканты, педагоги воскресных школ, историки, издатели, программисты и просто любители церковного пения из разных городов России. Совместно мы пришли к выводу о необходимости создания отдельного интернет-ресурса, на котором были бы систематизированы все знания по церковному пению и регентскому делу. Ведь на тему «разумного молитвенного пения» написано множество статей, но на практике ситуация меняется мало. Покойный Патриарх Алексий II в послании от 2006 года к клиру и монашествующим призывал уделить особое внимание работе с хорами и пению известных песнопений с народом. Вопрос лишь в том, все ли готовы услышать этот призыв, и хватит ли нам энтузиазма в попытках решения обнаруженных ?проблем…

Иллюстрации: Антонина Иванова