«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 11, 2009 год

СЛОВА ОТ САМОГО СЕРДЦА

Можно ли учить детей молиться, если они еще не умеют читать? Да, можно начинать, даже когда ребенок только научился говорить! Дело это очень непростое, требует времени… и потребности в молитве. Итак, сегодняшний урок посвящен молитве — разговору с Богом.

Ребята, поднимите руки, кто любит поболтать о том, о сем? Почти все! Кто ваши любимые собеседники? (Дети отвечают по кругу.) Некоторые из вас многих назвали, а некоторые — почти никого. А, может, среди вас есть такие, которым разговоры и вовсе не нужны? Вы можете прожить без общения? Конечно, нет. А для чего нам надо общаться? (Варианты ответа: провести время, узнать что-то новое, помочь или попросить помощи.)

Если вы захотите есть, что станете делать? Разумеется, обратитесь к маме или папе. Если вам нужна будет новая игрушка, у кого попросите? И здесь помогут родители. А знаете, у кого можно просить здоровья, счастья, хорошего настроения для себя и близких? У Господа Бога! Почему Он вам поможет? А почему мама и папа кормят вас и согревают? Конечно, потому, что вы им не чужие, так и Господу вы тоже родные, Он ведь создал все и вся!

Итак, ребята, просить помощи можно у Отца Небесного. Но как это сделать? Я вот так умею просить: «Машка, дай мне сейчас же яблоко»! Хорошо? А что не так? (Дети исправляют: «Машенька, пожалуйста, дай мне яблоко».) Да, действительно есть такие волшебные слова, от которых сердцу тепло.

Динамическая пауза. Игра «Волшебное слово». Вы показываете детям различные движения и даете команды к выполнению, но повторять за вами они должны только те движения, которые сопровождаются словом «пожалуйста». Кто ошибается, выбывает из игры. Эти задания на внимательность!

Так вот, ребята, просьбы к Господу тоже должны быть ласковыми, вежливыми! Давайте теперь поговорим о том, что можно и что нельзя просить! Я называю просьбы, а вы киваете головой, если согласны, или качаете, если не согласны. Попросим 10 коробок конфет? Почему? (Дети догадываются, что это нескромно). Можно ли просить, чтобы Петька, который мне подножку подставил вчера, упал сегодня не хуже моего? (Дети понимают, что нельзя просить ничего злого). А что можно просить? Чтобы мы были здоровыми? Умными? Чтобы нас никто не обижал? Вот вы киваете и киваете, и представьте себе, что вы стали здоровыми, умными, красивыми, а друг ваш заболел, играть не хочет, разговаривать не может. Вы будете счастливы? Нет, так о чем надо Господа просить? Верно, чтоб он оберегал не только вас, но и ваших близких и вообще всех людей!

Наглядность. Нарежьте альбомные листы бумаги вдоль полосками шириной 7 см, сложите пополам 3 раза и нарисуйте половинку человеческой фигуры так, чтобы руки были вытянуты в стороны. Вырежьте фигурку по контуру, пропустив ручки. Разверните — получились человечки, держащиеся за руки. Попросите детей нарисовать узнаваемые детали одежды своих близких: мама в юбочке, братик в шортиках и т.д. и рассказать о тех, за кого они будут просить. Когда дети расскажут о своих человечках, склейте все работы в длинную гирлянду. В нашей жизни так много близких людей, все они заслуживают Божьего внимания!

Дети, мы выяснили, что можем обратиться с просьбой к Богу, но разве мы с вами общаемся друг с другом, только когда просим? Если я вам дам то, что просите, что вы будете делать? Правильно, вежливые люди благодарят за выполненные желания. А если вы не просили, а я сделала для вас что-то приятное? Тоже поблагодарите. Вот и Господа нужно благодарить за все. Не только за то, что просили. За все, что Он дает вам!

Динамическая пауза. Попросите детей хлопать в ладоши, если за то, что вы назвали, они должны благодарить Бога: утро, хорошая погода, вкусный обед, пятерка в дневнике, добрый друг… «Что бы я ни назвала, вы хлопали в ладоши, почему? Правильно, Господь подарил нам жизнь, и все в ней, и окружающий мир»!

Друзья, с Господом можно разговаривать, Господь — необычный собеседник, и разговор с ним называется необычно: молитва. Запомните это слово. Общаться с Богом — молиться.

Наглядность. Покажите ребятам любую иллюстрацию, на которой человек молится, стоя на коленях. Спросите: почему человек стоит на коленях? Потому, что он так сильно уважает Господа, потому, что он скромный… А еще когда люди встают на колени? Когда просят прощения.

Ребята, всегда ли легко выполнять просьбу? Когда это бывает сложно? Если о чем-то просит не твой верный друг, а вредный забияка, ты с радостью выполнишь просьбу? Понимаю, ведь тебе неприятен этот человек… Если ты дома баловался, когда у мамы болела голова, стыдно будет просить у нее новую игрушку? Что сначала надо сделать? Верно, попросить прощения и исправиться! Когда будешь молиться, вспомни о своем поведении, попроси прощения у Небесного Отца. Вот когда ты за плохой поступок прощения попросил, что чувствуешь? Я тоже чувствую спокойствие и легкость.

Давайте вспомним, кому, как, о чем нужно молиться. (Дети вспоминают урок, каждый должен ответить, следите за этим, задавайте наводящие вопросы. За правильные ответы в конце опроса вручите каждому маленькую свечку. Далее вы предлагаете выучить вместе любую коротенькую молитву, не забудьте объяснить ее смысл.) Или другой вариант:

Ребята, сейчас мы зажжем свечи, посмотрите на пламя, оно горячее, дает свет и тепло. Так и ваши молитвы должны быть сказаны от самого сердца, тогда вам и вашим близким будет светлее и теплее. Молиться можно своими словами, если не забывать о тех правилах, которые мы сегодня открыли. Пусть сейчас каждый из вас, глядя на пламя свечи, помолится Господу!

Надеюсь, вы не забыли о своих близких? Молиться можно в любое время, когда тяжело, когда грустно или радостно… Скоро ли Господь услышит наши молитвы? Он услышит их в ту же секунду. А когда выполнит просьбу? Я не знаю, могу лишь сказать, что Господь лучше знает, что нам нужно и когда, ведь Он так чудесно устроил целый мир!

В конце занятия предложите детям сделать поделку: свечу-закладку из цветной бумаги.

Анна Кузьмина
Иллюстрации: Антонина Иванова