«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 10, 2009 год

ТРУДНОСТИ СТАНДАРТА

В 1988 году Смоленская семинария одной из первых возобновила работу после перестройки. А совсем недавно, также одной из первых в России, получила лицензию на реализацию государственного стандарта «Теология». Какие сложности стоят перед Духовной школой на этом пути? Что нужно для того, чтобы семинария стала полноценным высшим учебным заведением? Об этом размышляет ректор Смоленской Духовной семинарии протоиерей Георгий Урбанович.

Лекции он-лайн

Учебно-методическая деятельность Смоленской семинарии стала ориентироваться на систему работы высшего учебного заведения с прошлого учебного года. Решено было начать с изменения недельной лекционной нагрузки. Главная задача преподавателей заключалась в том, чтобы сохранить прежний объем изучаемого материала при сокращении аудиторных часов за счет увеличения времени для самостоятельной работы. Но для организации самостоятельной этого нужно было обеспечить студентов современными учебными пособиями, что на данном этапе было не так легко. Выходом из сложившейся ситуации стало создание собственных электронных учебно-методических пособий в системе e-learning на основе технологий и опыта Московского государственного университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

Согласно методике e-learning, вуз создает электронный учебный портал на собственном сервере или в интернете. Курс каждой дисциплины на этом портале представляет собой мини-сайт, где студент имеет доступ к следующим разделам: основные требования к изучению курса и учебная программа; рекомендуемое электронное учебное пособие или авторские лекции по всем темам; примерные темы и планы семинарских занятий; литература для обязательного чтения и электронная библиотека по предмету; контрольные вопросы; рейтинг студентов.
При таком подходе студент обеспечен всеми материалами для овладения знаниями. Электронный вариант лекций преподавателя не является статичным, а постоянно обновляется и совершенствуется. Студент может ознакомиться с лекцией еще до ее прослушивания в аудитории, это позволяет строить занятия в режиме диалога. Преподаватель избавляется от необходимости «пересказывать себя» и может предложить на лекциях анализ первоисточников, детальное рассмотрение тех или иных аспектов темы, дискуссию по интересующим вопросам. В Смоленской семинарии такая технология была апробирована в 2008/2009 учебном году в качестве экспериментальной по предметам патрология, методика преподавания теологии, Священное Писание Ветхого Завета, Священное Писание Нового Завета и доказала свою эффективность.

Вуз или семинария?

Даже в жестких рамках государственного стандарта семинария должна остаться семинарией, а не превратиться в светский богословский вуз. У нас оставлены без изменения такие элементы семинарской жизни, как воскресные, праздничные и чередные богослужения, регулярные исповедь и причащение Святых Христовых Тайн, произнесение студентами старших курсов церковных проповедей. Из традиционных семинарских послушаний оставлены только несение дежурств и работы по благоустройству семинарского быта. Сокращаются каникулы, и на первой седмице Великого поста предстоит совмещать богослужение и учебу. Все эти изменения продиктованы строгими рамками государственного стандарта — 17 учебных недель в семестр. Учитывая очевидную «светскость» стандарта, сотрудниками семинарии совместно с членами экспертного совета Учебно-методического объединения «Теология» был разработан и принят учебный план, максимально приближенный к требованиям Духовной семинарии. Один из самых серьезных вопросов при разработке плана — невозможность полноценного богословского образования при четырехгодичной системе бакалавриата: целый ряд дисциплин либо исчезает, становится факультативом, либо переходит в ранг «предметы по выбору». В Смоленской семинарии разработан экспериментальный учебный план: в течение четырех лет реализуется государственный стандарт «Теология», после окончания которого выпускник получает диплом бакалавра теологии государственного образца. Этот диплом даст право выпускникам семинарии осуществлять трудовую деятельность в церковных и светских учреждениях.

Традиционные семинарские дисциплины, отсутствующие в стандарте (богослужебный устав, церковное пение, церковнославянский язык, чтение гимнографических текстов), преподаются на I-II курсах как факультатив, обязательный для посещения. Поскольку основной целью Духовной семинарии остается подготовка будущих священнослужителей, пятый год обучения становится специалитетом. В его программу войдут церковно-практические дисциплины, не попавшие в стандарт: пастырское богословие, миссиология, экономика прихода, богослужебная практика и т.д.

Таким образом, закончив V курс, студент получает церковный диплом и основные знания, необходимые для священнослужения.

Что впереди?

С 2010 года в системе высшего образования начинают действовать стандарты третьего поколения, так называемая кредитно-модульная система обучения. В этом стандарте только шесть дисциплин имеют литеру «Ф» — Федеральный компонент. Остальной блок дисциплин наполняется вузом в зависимости от приоритетов учебного заведения, требований рынка труда и многого другого. Этот стандарт гораздо более гибок и перспективен для духовных учебных заведений. В УМО «Теология» разработан и принят государственный стандарт «Теология» III поколения в соответствии с научной направленностью Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Смоленская семинария предлагает создать экспертный совет по разработке модульного профиля «Практическая теология конфессии», который был бы принят за основу Духовными семинариями. В рамках кредитно-модульного обучения может быть использован положительный опыт, накопленный западной системой высшего образования. На старших курсах предметы группируются в модули, которые преподаются семестрами (например, модуль библейско-догматический, церковно-исторический, церков но-практический). Такая система позволяет преподавателю эффективнее использовать время: первый семестр — интенсивные занятия со студентами в своей школе (лекции, семинары, практикумы), второй семестр может быть посвящен научной работе, участию в конференциях, обмену опытом и т.д. Для студентов эта система тоже удобна: «метод погружения» результативнее преподавания этого же предмета, растянутого на два-три года; студенты старших курсов смогут проходить и получать зачеты по избранным модулям в других семинариях, где создана лучшая база по нужным дисциплинам. Модульная система преподавания позволяет выйти семинариям на совершенно новый уровень сотрудничества, делает всю систему богословского образования гибкой, открытой и контролируемой.

Подготовил Денис Маханько
Фото автора