«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 10, 2009 год

«ПУТЬ БОГОСЛОВА СОВСЕМ ДРУГОЙ…»

Кто становится сегодня студентами богословских вузов? Кем работают их выпускники? Какие проблемы у светского богословского образования? На эти вопросы отвечают ректоры санкт-петербургских и московского вузов.

Дмитрий Бурлака,
доктор философских наук, профессор, ректор Русской Христианской Гуманитарной Академии,
Санкт-Петербург

Любая наука может успешно развиваться только при наличиисоответствующей образовательной и культурной среды. Таковыесуществовали, хотя и не без изъянов, в царской России. Советский режимрадикально деформировал культурную среду, позволив сохранитьсябогословскому образованию в виде островков в секуляризированномобществе. Поэтому задача богословского вуза — восстановление культурнойи образовательной почвы до уровня открытой самовоспроизводящейсясистемы, на базе которой стало бы возможным развитие богословской науки.

РХГА — вуз достаточно большой и разнопрофильный, мы, в частности,ведем подготовку религиоведов и теологов на одноименных кафедрах.Но социальная миссия РХГА шире, нежели подготовка профессиональныхбогословов, в нашем случае как раз уместно говорить о функциивосстановления культурной среды. И только сейчас, после двадцати летработы академии, у нас появилась научно-методическая основа, на котороймогут вырастать серьезные исследователи и ученые-богословы.

Одна из главных проблем богословского образования заключаетсяв разрыве между научно-гуманитарной сферой и церковно-приходскойжизнью. Встречное движение должно идти с обеих сторон.

Петр Сапронов, ректор Санкт-Петербургского института богословия и философии

Считаю, что сегодня главная проблема нашего вуза состоитне в качестве учебного процесса, а в «социальном заказе». Сегоднявозможность получения богословского образования расширяется лишьза счет Духовных академий и семинарий, а светское богословскоеобразование не получило широкой поддержки государства. Выпускников школориентируют прежде всего на получение специальностей, которые позволяютбыстро достигнуть благосостояния. Путь богослова совсем другой: здесьзаменой высокого уровня благосостояния могла бы послужить престижность,уважение, некий пиетет общества к этой профессии. Но Петербург в этомотношении представляет собой безотрадное явление. ИБИФ, возникший16 лет назад, до сих пор сохраняет монополию в этой области знаний.Других учебных заведений, готовящих богословов, не возникло. Каждый годв нашем институте на всех курсах учится примерно 120 человек, ежегодновыпускается около 25. На Западе богослов, теолог — такаяже естественная фигура, как историк, философ, филолог. У нас,к сожалению, традиция светского богословского образования не сложиласьи в императорской России, а про Россию большевистскую и говоритьне приходится, поэтому до сих пор богослов, не являющийся священником,остается экзотической фигурой.

Иерей Константин Польсков,проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Москва

Одной из приоритетных задач теологических институтов являетсяподготовка богословов, но не только. Многие выпускники-теологи успешноработают в средствах массовой информации, государственных,муниципальных и церковных структурах, в экспертных комиссиях илипреподают в школах основы православной культуры. Для нас очень важно,что многие из получивших богословское образование рукополагаются.Мы рады, что среди выпускников нашего университета насчитывается ужеболее 300 священников и диаконов. В этом видится гарантия того, чтоуниверситетское богословие не разойдется с реальной церковной жизнью.

Нам бы хотелось, чтобы богословские кафедры, работающие в светскихвузах, более тесно сотрудничали с местными епархиальными структурамии правящими архиереями. Там, где эта связь налажена, как, например,в Екатеринбургской епархии, удается добиться больших успехов.

Контингент абитуриентов у нас не сильно отличается от других вузов:на дневном отделении это вчерашние школьники, а на вечернем — ужесостоявшиеся люди. Конечно, наша работа ориентирована прежде всегона людей верующих, которые в дальнейшем в той или иной форме хотятслужить нашей Церкви.

Подготовила Ольга Сергеева