«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 10, 2009 год

ВЕЗДЕ, КРОМЕ АТЛАНТИДЫ

За 200 лет из стен Санкт-Петербургской Духовной академии вышли многочисленные архипастыри и пастыри, богословы и миссионеры, верные служители Церкви Христовой. Нет такого материка, за исключением разве что Атлантиды, где бы не несли свое послушание выпускники высшей богословской школы на Неве. У каждого свой подвиг: на холодном севере или жарком юге, в далекой деревне или на патриаршем престоле, в воскресной школе или архиве… Вот имена некоторых воспитанников СПбДА, прославивших свою Alma Mater.

Протоиерей Герасим Петрович Павский
(4.03.1787 — 19.04.1863)

Профессор СПбДА, академик Академии наук, филолог, экзегет.
«Вся жизнь есть день рождения в вечность», — эти слова принадлежат отцу Герасиму, которого один из его биографов сравнивал с Ломоносовым.
Г. П. Павский окончил СПбДА пер?вым по разрядному списку со степенью магистра богословия. Его курсовое сочинение «Обозрение книги Псалмов, опыт археологический, филологический и герменевтический» было издано как образец ученых достижений выпускников новой школы.

Будучи профессором академии, Павский составил грамматику и хрестоматию еврейского языка с выборкой библейских текстов, а также еврейско-русский словарь, ставшие первым опытом в отечественном образовании. По воспоминаниям одного из учеников, «несмотря на все алефы и беты, кюббуцы и патахи, шфилы и гафалы, он так умел сделать свои уроки занимательными, что студенты слушали их с большим удовольствием, нежели самые увлекательные науки, из которых многие были преподаваемы дельными наставниками».

Протоиерей Герасим Павский принял деятельное участие в работе Российского Библейского общества. Перевел Евангелие от Матфея и редактировал русский перевод Пятикнижия. Серьезно занимался лингвистикой и в 1840-е годы выпустил четырехтомные «Филологические наблюдения над составом русского языка», за которые был удостоен Демидовской премии, а позднее был избран академиком.

Василий Васильевич Болотов
(31.12.1853 — 5.04.1900)

Доктор церковной истории, док?тор богословия, ординарный профессор СПбДА, церковный историк, востоковед, член-корреспондент Императорской академии наук.
«Как прекрасны последние минуты! Иду ко кресту! Христос идет!» — это были последние слова выдающегося профессора, о котором говорили, что в своей жизни он знал только академию, Церковь и свою квартиру.

Профессором Василий Васильевич стал еще на студенческой скамье. На третий год его обучения Совет академии решил не замещать освободившуюся кафедру древней общей церковной истории до окончания курса студентом Болотовым.

Принципом Василия Васильевича было выступать в печати только с тем, что представляет нечто совершенно новое в науке. Работая «для немногих», овладев рядом европейских языков, а также коптским, армянским, грузинским, арабским и персидским языками, Болотов составил капитальные труды по церковной истории трех восточно-христианских народов: коптов, абиссинцев и сирийцев.

Не стремясь быть популяризатором науки, В. В. Болотов раскрылся именно с этой стороны в своих академических лекциях по древней церковной истории, которые он читал 20 лет. Василий Васильевич не собирался издавать свои лекции, но благодаря титаническим трудам его ученика и преемника по кафедре А. И. Бриллиантова они были изданы в 1907—1917 гг.

Святитель Николай Японский (Касаткин)
(13.08.1836 — 16.02.1912)

Миссионер, основатель Православной Церкви в Японии.
Иван Дмитриевич Касаткин не готовился к христианской миссии в дальних странах, решение ехать в Японию созрело неожиданно. Увидев однажды днем объявление, предлагающее отправиться в Японию в качестве настоятеля посольской церкви в Хакодате, он не обратил на него внимания. Но вечером за всенощной понял, что должен ехать в Японию.

В 1860 году проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. По словам молодого иеромонаха Николая, «японцы смотрели на христианство как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Результаты неутомимой деятельности святителя были впечатляющи: по словам современников, он оставил потомкам собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, вырастил одного епископа, 34 иерея, 8 диаконов, 115 проповедников. Общее число православных в Японии достигло 34110 человек.

Протоиерей Иоанн Восторгов, посетивший Японию, писал: «Не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы в стране такою известностью. В столице Японии не нужно было спрашивать, где русская православная миссия, довольно было сказать одно слово „Николай“, и буквально каждый рикша сразу знал, куда нужно было доставить гостя миссии. И православный храм назывался „Николай“, и даже само православие называлось именем „Николай“„.


Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси
(31.01.1865 — 7.04.1925)

“Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — эти слова характеризуют тот трудный период в истории Русской Православной Церкви, когда на патриаршее служение был призван святитель Тихон (Белавин).

Еще в годы обучения в СПбДА товарищи называли его «патриархом». «Сколько я ни напрягаю память, не могу вспомнить, откуда пошло это наименование. Одно утверждаю — в нем не было ничего шуточного. Пред товарищами высилась необычайная личность по своим умственным и, главное, нравственным свойствам. Называя Василия Ивановича патриархом, товарищи этим самым подчеркивали его выдающееся положение в своей среде», — вспоминал впоследствии один из сокурсников.

До переломного 1917-го будущий святитель преподавал в Тульской Духовной семинарии, уже в епископском сане вел блестящую миссионерскую деятельность в Северной Америке, после чего был направлен на Ярославскую и Ростовскую кафедры, затем — на Виленскую. Но все это было лишь подготовкой, накоплением бесценного опыта перед восшествием на Патриарший престол. Жребий 5(18) ноября 1917 года определил, что из трех кандидатов на Русскую Голгофу должен был взойти именно святитель Тихон.


Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий)
(17.03.1863 — 10.08.1936)

Богослов, философ
 В будущем один из трех кандидатов в 1917 году на патриарший престол, Алексей Павлович Храповицкий поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, несмотря на препятствия родных, сразу после окончания гимназии, что случалось редко в истории дореволюционных духовных школ.

Впоследствии он был доцентом и инспектором в СПбДА, ректором Московской и Казанской Духовных академий. В СПбДА вместе с ректором епископом Антонием (Вадковским) он содействовал организации общества студентов-проповедников. Их близкие отношения со студентами послужили почвою, на которой и возникла идея просветительного служения в народе. Как начальник, педагог, ученый, епископ Антоний был кумиром учащейся молодежи. Благоговея пред высотой монашеского служения, владыка явился одним из идейных родоначальников ученого монашества: за период ректорства он постриг более 60 студентов, большинство из которых впоследствии стали архиереями.



Николай Иванович Сагарда
(1.12.1870 — 1942 или 16.03.1943)

Профессор кафедры патрологии, доктор церковной истории.
Ученик В. В. Болотова и Н. Н. Глубоковского, Николай Иванович Сагарда был выдающимся богословом, философом, педагогом. Окончив СПбДА в 1896 г., Николай Иванович преподавал в Полтавской духовной семинарии и одновременно работал над магистерской диссертацией, которую защитил в 1904 г. Однако сам он желал большего: «… я всей душой рвусь из Полтавы туда, где можно было бы отдаться научной работе, и труда не боюсь. Потерявши с окончанием диссертации уголок, в котором отдыхал душой от житейских дрязг, я до сих пор не могу ни на чем остановиться, и мятусь, и мучусь…». Наконец, в 1905 г. Н. И. Сагарда был приглашен в родную школу на освободившуюся кафедру патрологии. Для академии это было ценным приобретением.

Николай Иванович с энтузиазмом погрузился в изучении святоотеческих трудов и составление систематического курса лекций по мало разработанному на тот момент предмету.«Лекции» Н.И.Сагарды не потеряли актуальности и научного значения до сих пор.

После революции 1917 г. Николай Иванович вернулся в Полтаву, затем переехал в Киев, где трудился до самой кончины.


Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский)
(23.01.1867 — 15.05.1944)

Воспитанник Нижегородской семинарии Иван Страгородский в 1890 г. блестяще окончил курс СПбДА в сане иеромонаха. Дважды побывав в Японии в составе духовной миссии, проработав некоторое время настоятелем Русской посольской церкви в Афинах, архимандрит Сергий в 1899 г. был назначен ректором СПбС и инспектором академии. А через два года стал ректором столичной высшей богословской школы.

Многим выпускникам СПбДА на рубеже веков епископ Сергий запомнился своей добротой и отзывчивостью. «По субботам после ужина в покоях инспектора собирались студенты и в домашней обстановке слушали очередной реферат кого-либо из своих товарищей. Темами для рефератов служили вопросы религиозно-философского характера, а также новые явления в области современной художественной литературы. Такие рефераты обычно сопровождались прениями и обменом мнений. Чтобы не оказывать давления на ход обсуждения и высказывания своих гостей, о. Сергий не брал на себя роли председателя или руководителя собрания, выступая только в роли гостеприимного и приветливого хозяина. Таким же обходительным, добрым, ласковым и доступным для студентов оставался епископ Сергий и будучи уже ректором Академии», — вспоминал впоследствии один из студентов.

В 1905 г. автор блестящей магистерской диссертации «Православное учение о спасении» (1894) был определен архиепископом Финляндским и Выборгским, каковым оставался до 1917 года. С этого времени владыка Сергий пребывал в центре церковной и государственной жизни.


Протопресвитер Георгий Иванович Шавельский
(6.01.1871 — 2.10.1951)

Магистр богословия, ?профессор Императорского историко-фило?ло?гического института, член Священного Синода.

Отец Георгий был одним из выдающихся людей своего времени. Обо всем у него было свое мнение, не всегда верное и объективное, но самостоятельное и свежее, что подтверждают его труды «Воспоминания» и «Русская Церковь перед революцией».

Своей кипучей энергией, отзывчивостью и готовностью прийти на помощь каждому отец Георгий заслужил любовь и уважение духовенства, которое в 1917 г. на Всероссийском съезде избрало его своим пожизненным протопресвитером.




Антон Владимирович Карташев
(11.07.1875 — 10.09.1960)

Историк, богослов и библеист.
Через год после окончания СПбДА Карташев стал ее преподавателем на кафедре истории Русской Православной Церкви. Профессор П.Н.Жукович писал, что он «обещает научного деятеля трезвого, осторожного, самостоятельного, с широким и светлым взглядом на вещи». Эти слова оказались пророческими.

В 1905 г. Карташев оставил Alma Mater, преподавал на Высших Бестужевских женских курсах и работал в Российской Публичной библиотеке. 25 июля 1917 г. Антон Владимирович занял пост обер-прокурора Синода, но через 10 дней (по его же инициативе) эта должность была упразднена. Карташев был назначен министром вероисповеданий, и 15 августа открыл Поместный собор, на котором было восстановлено патриаршество. Далее была эмиграция, учреждение и профессорство в Свято-Сергиевском институте в Париже. Его двухтомные «Очерки по истории русской Православной Церкви», подарок русской исторической и богословской литературе, вышли в свет в 1959 г.


Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер)
(23.02.1929 — 5.12.2008)

В 1946 году, когда были возрождены Ленинградские Духовные школы, Алексей Ридигер сдал экзамены в ЛДА, но не был принят, поскольку ему в то время еще не исполнилось 18 лет. Однако в 1947 г. он был зачислен сразу на третий курс семинарии, а через два года поступил в академию, которую окончил со степенью кандидата богословия, присвоенной за курсовое сочинение «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист». Связи с Alma Mater не прекратились: 19 октября 1967 г. будущий Патриарх был избран почетным членом ЛДА, в 1984 г. был утвержден в степени доктора богословия за работу «Очерки по истории Православия в Эстонии».

Патриарх Алексий с особым теплом вспоминал годы обучения в академии: «Я всегда с благодарностью вспоминаю профессоров, наставников, которые пришли в те сороковые годы. Многие из них тогда спели свою „лебединую песнь“, но никогда я не забуду того энтузиазма, с которым преподаватели возрожденных Духовных школ совершали свое служение, свой подвиг, передавали свои знания, свой трудный жизненный опыт, а главное — пример жизни, пример поведения».

Дмитрий Карпук,
преподаватель СПбДС