Санкт-Петербургской Духовной академии — 200 лет. Такие юбилеи — самые настоящие библейские, то есть кратные пятидесяти, — невозможно игнорировать. Это тот уникальный случай, когда нули, особенно когда их больше одного, внушают уважение и придают вес. Но не только в силу весомости даты и не только в ожидании громкого празднования мы подготовили к академическому юбилею подборку материалов Темы номера.
Двухвековая история СПбДАиС, к которым в разные годы присоединились сначала Регентское (см. ВЖ № 9), а затем и Иконописное отделения, как в зеркале отражает историю Русской Православной Церкви последних двух столетий. Cамый кардинальный разлом истории России и Церкви
1917—1918 годов раскалывает прошедшие 200 лет академии почти пополам. Лишь в свете революционного зарева можно понять не только новомученический путь академии в XX веке, когда она была закрыта (1918 г.) и возрождена (1946 г.), но и тот путь, который она прошла в течение первых 100 лет.
Это была великая школа, сравнимая по своему потенциалу со столичным университетом. Ведь, строго говоря, празднуется юбилей именно академии, одной из немногих в Русской Церкви, наилучшей светской аналогией которой является университет. И если говорить более широко, 1809 год нельзя считать хронологической точкой отсчета возникновения нашей академии. История Духовной школы восходит ко временам Петра Великого. А 1809 — это год, когда уже существовавшая Александро-Невская академия была разделена на три учебных заведения: Александро-Невское духовное училище (низшая школа), Санкт-Петербургская Духовная семинария (средняя школа) и Санкт-Петербургская Духовная академию (высшая школа).
Те 28 лет, которые школа вынужденно бездействовала в первые антирелигиозные десятилетия советской власти, были предельным сроком, превысив который вряд ли удалось бы возродить академию как преемницу старой школы. Именно в этом и состояла главная задача в ситуации временной приостановки подавления Церкви безбожным государством: надо было не просто возобновить деятельность кузницы церковных кадров, но возродить школу как научно-педагогическую традицию с блестящим, богатым и плодотворным прошлым и с далеко идущими перспективами. Это удалось настолько, насколько сохранилось достояние в лице немногих старых профессоров. Но никто не мог предвидеть, какие еще лихие повороты ждут и страну, и Церковь, какие труды и болезни впереди, как сложно будет удерживать планку серьезной богословской школы на протяжении последующего полувека.
Сегодня надо думать не только о прошлом, но и о настоящем и будущем. И в нынешней Теме номера — ретроспектива и перспектива. Дальняя ретроспектива представлена в лице самых ярких выпускников академии за 200 лет, ближняя — в лице ректоров последних десятилетий. А на перспективу нацелены размышления о современном духовном образовании и богословии вообще.