«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 6, 2008 год

Юбилей творения Монферрана

Исаакиевский собор

Император Пётр I, как известно, родился в день памяти святого Исаакия Далматского, поэтому в нашем городе с момента его основания всегда был храм, посвящённый этому святому. 30 мая 1858 года был освящён Исаакиевский собор, четвёртый по счёту. Мы любуемся им по сей день.

В первой Исаакиевской церкви Петр I венчался с Екатериной Алексеевной. Второй Исаакиевский храм он заложил сам лично. Третий Исаакиевский храм был заложен 8 августа 1768 года по проекту Антонио Ринальди, но строительство шло очень медленно. Его завершил лишь при Императоре Александре I архитектор Винченцо Бренна. В соборе проводились памятные богослужения в честь 100-летия основания Санкт-Петербурга и празднования всеобщего мира в Европе 10 июля 1814 года.

Этот Исаакиевский собор стал главным столичным храмом, но через пятнадцать лет здание пришло в аварийное состояние и богослужения пришлось прекратить. Престол, иконостас, образа и утварь перенесли для хранения в Никольский собор. Преосвященный Владимир, викарий Санкт-Петербургский, предложил священнослужителям Исаакиевского собора служить в церкви Сената, чередуясь с местным причтом, но местные служители не допустили Исаакиевский причт до постоянного богослужения в своей церкви. Тогда преосвященный велел причту Исаакиевского собора отправлять службу в верхней церкви Никольского собора, а сам ходатайствовал перед обер-прокурором Святейшего Синода князем Голицыным найти в Адмиралтействе место для устроения за счёт казны особой церкви для прихожан строящегося Исаакиевского собора.

Вскоре в Адмиралтействе был устроен новый храм святителя Спиридона Тримифунтского с приделом во имя преподобного Исаакия Далматского, и причт Исаакиевского собора получил возможность беспрепятственно отправлять богослужения для своих прихожан.

Между тем строительство нового, четвёртого Исаакиевского собора по проекту архитектора Огюста Монферрана шло далеко не быстро: собор возводили в общей сложности (начиная с первого проекта 1818 года) сорок лет.

Российские императоры проявляли особое внимание к строительству Исаакиевского собора, и его освящение, уже в царствование Александра II, стало всенародным праздником.

Накануне освящения 30 мая 1858 года была опубликована Высочайше утвержденная «Церемония освящения Санкт-Петербургского кафедрального собора во имя святого Исаакия Далматского». Чин освящения храма начался в 9 часов утра и завершился около 4 часов пополудни. Исаакиевский собор был провозглашён кафедральным собором Русской Православной Церкви и оставался таким до обновленческого раскола в 1922 году.

В храме проводились торжественные богослужения по случаю общегородских празднеств: годовщины Ништадтского мира, Полтавской и Чесменской викторий, «чудесного спасения Руси от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков» (так в XIX веке называли Отечественную войну 1812 года). Ежегодно 19 февраля архиерейской службой в соборе праздновалась годовщина освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Исаакиевский собор считали своим долгом посетить знатные иностранцы - царствующие особы, президенты, высшие духовные лица.

Но собор был не только местом пышных празднеств. В 1883 году на добровольные взносы прихожан была открыта бесплатная столовая для бедных. С декабря 1896 года при храме начало действовать Исаакиевское православное братство, занимавшееся религиозно-нравственными беседами, благотворительностью, помощью неимущим, организацией общественных столовых для бедных и школ. Прихожанками храма графинями М. М. Орловой-Давыдовой и Е. А. Воронцовой-Дашковой была учреждена школа для бедных девочек. Графиня Е. А. Воронцова-Дашкова открыла также на Английской набережной убежище-мастерскую для обучения увечных воинов портновскому мастерству.

Настоятелем Исаакиевского собора мог стать только митрофорный протоиерей, занимать этот пост было очень почётно. Настоятельствовали в Исаакиевском соборе по многу лет и, за редчайшим исключением, оставались на этой кафедре до конца дней.

Но с 1917 года вплоть до закрытия собора настоятели менялись очень часто: одного за другим их арестовывали, и судьба большинства из них неизвестна. Одним из самых известных настоятелей послереволюционного периода, с июня 1919 по май 1922, был протоиерей Леонид Богоявленский. Отец Леонид был сподвижником Патриарха Тихона, проходил по делу митрополита Петроградского Вениамина (Казанского). В 1935 году он был сослан в Казахстан, двумя годами позже расстрелян.

После процессов Патриарха Тихона и митрополита Вениамина две трети действующих православных храмов власти передали обновленцам. В 1923 году в руках обновленцев оказался и Исаакиевский собор. Последним настоятелем «из прежних» был протоиерей Петр Балыков (арестован в 1922 году, дальнейшая судьба неизвестна), который был женат на дочери новомученика протоиерея Философа Орнатского.

Надо сказать, что лояльность к Советской власти обновленцев не спасла: практически все обновленческие настоятели Исаакиевского собора были арестованы, судьбы многих неизвестны, и вряд ли кто-нибудь остался в живых. Сохранить жизнь и свободу удалось только тем, кто отрекся от Бога: протоиереям Николаю Платонову и Павлу Чуеву. Оба после снятия с себя сана активно занимались антирелигиозной пропагандой. Николай Платонов заведовал фондовым отделом Музея истории религии, но перед смертью (это было в 1942 году в блокадном Ленинграде) покаялся и был принят в лоно Церкви в качестве мирянина.

Одним из настоятелей-обновленцев был протоиерей Александр Боярский (расстрелян в 1937 году). Примечательно, что трое из четверых сыновей Александра Боярского стали актерами, продолжили актерскую династию и дети старшего сына Сергея. Один из них - известный актер Михаил Боярский.

В июне 1928 года храм был закрыт. В нем организовали антирелигиозный музей, через несколько лет преобразованный в историко-художественный. В Пасхальную ночь 1931 года в соборе был установлен маятник Фуко, долженствовавший доказать отсутствие Бога, которое якобы проистекало из факта вращения Земли вокруг своей оси.

Во время Великой Отечественной войны собор сильно пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах остались следы от снарядов.

В 1950-1960-е годы в соборе была проведена реставрация, устроены смотровые площадки. Именно с этих пор все желающие, поднявшись по винтовой лестнице, могут любоваться великолепной панорамой города.

В постперестроечные годы собор, оставаясь одним из самых популярных музеев Петербурга, вновь стал храмом. Маятник Фуко был демонтирован, и под купол снова вернулся бронзовый посеребренный голубь - символ Духа Святого.

Первое богослужение после долгого перерыва состоялось 17 июня 1990 года, в воскресенье: Божественную литургию здесь совершил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II, за неделю до этого избранный на первосвятительский престол. За богослужением присутствовал председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин.

С 2002 года настоятель Исаакиевского собора - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. В настоящее время службы проходят регулярно по праздникам и воскресным дням, а по особо торжественным случаям богослужения совершаются многочисленным сонмом духовенства епархии во главе с митрополитом и в присутствии руководителей города и области.

Татьяна Кириллина
Фото: Александр Воеводский