«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 6, 2008 год

Дом на Тележной

ДОМ НА ТЕЛЕЖНОЙ

Лепной Георгий Победоносец вонзает копье в змея, херувимы кружат в ликующем хороводе, дружина воинов под водительством святого Александра Невского приготовилась выступить на защиту родной земли… Разворачивается это действо на углу Тележной и Кременчугской улиц неподалеку от Лавры - на фасаде недавно возведенного жилого комплекса «Александр Невский». Дом стоит на месте, где когда-то в дореволюционные времена находился постоялый двор, в котором размещались приезжающие в Александро-Невскую Лавру со всей страны.

Главный архитектор жилого комплекса, Василий Никифорович Питанин, еще в советские времена разрабатывал строительные проекты, включающие в себя и скульптуру, и живопись. Он черпал вдохновение в творчестве искусного скульптора Михаила Александровича Аникушина. Но в те времена подобные проекты не были востребованы, в архитектуре был взят курс на уменьшение излишеств. Дома должны были строиться дешевыми и практичными. Из внешнего убранства убирали все, даже такие необходимые элементы, как карнизы. Постепенно архитектура теряла свое предназначение. И в историческом центре города появились архитектурные нелепости, словно серые заплаты на живописном полотне.

Василий Никифорович рассказал, что работа над проектом жилого комплекса - это всегда коллективное творчество. Изображения святого Георгия, ангелов, воинов и святого Александра Невского стилизованы в духе иконописных источников. Разрабатывал эскизы и готовил сами объекты скульптор Тигран Никагасян совместно с архитектором. Общая площадь декоративного рельефа со святым Георгием Победоносцем составляет около 20 квадратных метров! Эта монументальная композиция, несомненно, украсит архитектурный облик города. При создании фронтона к работе был привлечен скульптор Вадим Крикун, автор уникальной технологии, которая была применена при реставрации комплекса в Стрельне, - она позволит скульптурным изображениям сохраниться на века.

В данный момент архитектор разрабатывает подобный проект, который будет реализован в Пушкине. Там, напротив Софийского собора, возводится жилой квартал, на фасадах которого будут размещены скульптурные композиции - изображения морских и сухопутных баталий, портреты российских полководцев. Василий Никифорович работает в стиле «синтеза искусств» - это направление предполагает сочетание скульптурных и живописных элементов с архитектурой. Такие проекты уникальны и в нашем городе, и в мире. Их создают крайне редко. И дело отнюдь не в дороговизне. По словам архитектора, удорожание строительства дома по сравнению с ценой всего проекта не такое уж и значительное - менее 2 %. Но для появления подобных проектов необходимо желание заказчика, воля строителей и профессиональные кадры. Мало кто из современных зодчих готов работать в стиле синтеза искусств, а для создания долговечных скульптурных композиций на фасаде нужны высококлассные специалисты. Василий Никифорович отмечает: «К счастью, директор строительной компании «Дальпитерстрой» Аркадий Анатольевич Скоров понимает необходимость создания таких архитектурных проектов, особенно в историческом центре Петербурга».

И несется над городом святого Петра на коне мужественный воин-мученик, своим копьем разбивая громады серых туч…

Ирина Левина
Фото: Станислав Марченко