«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 4, 2008 год

Время всякой вещи


В корпусе Бенуа Государственного Русского музея до 12 мая продлится выставка «Время собирать», которая знакомит петербуржцев с произведениями русского искусства из зарубежных частных собраний.

Название выставки отсылает к третьей главе книги Екклесиаста: «Время разбрасывать камни, и время собирать камни». Это не случайно: не только широкий зритель, но и российские ученые впервые знакомятся с частью утраченного нашей страной наследия.

Большинство произведений экспонируется в России впервые. Многие работы известных художников XVIII - первой половины XIX века до этой выставки были известны только узкому кругу специалистов. По словам куратора выставки, заместителя директора Государственного Русского музея Евгении Петровой, «частные люди, в том числе и не живущие в России, отыскивали и приобретали произведения, по разным причинам не доступные музеям. Они находили их в семьях художников, на аукционах, у случайных людей. Так складывались и продолжают собираться коллекции русского искусства, которые отчасти дополняют лакуны крупных музейных собраний».

Помимо живописных и графических произведений, на выставке представлены предметы прикладного искусства, имеющие не только художественную, но и историческую ценность, - например, выполненный петербургскими мастерами охотничий самовар, принадлежавший Императору Александру III, изготовленный, очевидно, по случаю бракосочетания цесаревича Александра Александровича и Марии-Софии-Фредерики-Дагмары Датской. Сам самовар - в форме дыни, крышку украшает ветвь с тремя яблоками, а ручки выполнены в форме ветвей с листьями. Самовар единственный раз выставлялся в Нью-Йорке… в 1935 году.

Есть на выставке несколько вещей, имеющих отношение к семье последнего русского Императора Николая II. Табакерка розовой эмали, украшенная вензелем Императрицы Александры Феодоровны, была подарена Императором профессору Дмитрию Оттовичу Отту (акушеру Императрицы) по случаю рождения в 1895 году первого ребенка Августейшей четы -Великой Княжны Ольги Николаевны. С этим же радостным для Царской семьи событием связан еще один экспонат выставки - икона-складень, подаренная Императору Николаю II петербургским дворянством. Икона выполнена в византийском стиле, в центральной части складня помещены образы святых покровителей Императорской четы и новорожденной: святого Николая Мирликийского, святой мученицы царицы Александры и святой равноапостольной княгини Ольги; на боковых створках складня изображены два шестикрылых серафима и четыре евангелиста.

Исполненные в мастерских Фаберже табакерки и шкатулки, украшенные вензелями или портретами Императорской четы, предназначались в подарок как родным и близким, так и особо отличившимся государственным деятелям. Подарочная шкатулка с миниатюрным портретом Императрицы Александры Феодоровны на крышке была изготовлена в подарок ее сестре - Великой Княгине Елизавете Феодоровне, а шкатулка, украшенная монограммой Императора Николая II, - в подарок герцогу Вильгельму, сыну шведского короля Густава V, по случаю его бракосочетания с Великой Княжной Марией Павловной.

Один из интереснейших экспонатов выставки - икона «Богоматерь Владимирская» в драгоценном окладе московской работы, изготовленная в XVII веке и принадлежавшая семье графов Толстых. Русских золотых и серебряных предметов допетровского времени сохранилось крайне мало, виной тому Смутное время, войны, пожары… ХХ век в России нередко называют новым Смутным временем: на протяжении 70 лет планомерно уничтожалось все, что имело отношение к «старой» России, особенно к Православию и Царской семье. По счастью, многое, что имело отношение к русской культуре и искусству, было сохранено благодаря иностранным частным коллекционерам. И теперь часть нашего наследия возвращается в Россию - пусть не навсегда, но экспонированные и описанные, эти произведения искусства доступны для обозрения и введены в научный оборот, то есть собраны. Значит, пришло время. Этому остается только радоваться.

Татьяна Кириллина
Фотографии предоставлены Издательским отделом Русского музея