В 165-ти километрах к юго-западу от Санкт-Петербурга, у отрогов Моклочных высот, окружающих берега озера Самро и Долгого озера, посреди большой долины, в обрамлении полей многочисленных окрестных деревень стоит село Старополье. В восточной части его, на холме, возвышается величественный пятиглавый храм с высокой 45-метровой колокольней, которую видно издали. Это главный приходской храм села, посвященный Рождеству Христову.
Первое упоминание Старополья (в XVI-XVII веках именовавшегося погостом Валово) содержится в Писцовой книге Шелонской пятины под 1498 годом. Первоначальная церковь в окрестностях Старополья находилась около нынешней деревни Куреши и была посвящена святому Георгию Победоносцу. В XVII веке, по возобновлении храма в селе Валовом (Старополье), церковному причту было указано перейти на жительство из Курешей в село Валовое. В писцовой книге 1676 года подробно описывается деревянный шатровый храм великомученика Христова Георгия в селе Валовом Старопольской сотни. При храме была «колокольница в два колокола, один в два пуда, а другой - в пуд». В 1711 году вместо описанной церкви, вероятно сгоревшей от пожара, на погосте была выстроена новая, освященная 7 октября 1711 года, также деревянная и однопрестольная, простоявшая более века и разобранная за ветхостью около 1827 года, уже после сооружения каменной Ильинской церкви.
В 1817 году был выстроен и освящен малый каменный храм святого Илии Пророка с приделом святого Георгия Победоносца. Поскольку его строили без архитектора, он не отличался удобством или изяществом. Особенно теснота его стала сказываться во второй половине XIX века, когда население села и прихода весьма выросло: в праздники зачастую половина молящихся стояла на улице. В 1870-х годах, при священнике Валентине Кедрове, решили выстроить в селе новый просторный каменный храм. Место новой церкви располагалось на холме и отделялось от старой небольшим оврагом, по которому теперь проходит шоссейная дорога из Старополья на Овсище и Осьмино.
Храм задумали трехпрестольным, посвятив центральный престол Рождеству Христову, а боковые приделы - Святителю Николаю и Иконе Божией Матери «Всех Скорбящих радость». Проект архитектора И. В. Слупского предусматривал сооружение величественного пятиглавого храма в русско-византийском стиле, с высокой, видной отовсюду пятиярусной колокольней. Император Александр II лично пожертвовал на строительство 6000 рублей. Светлая и просторная церковь строилась 10 лет и была освящена в 1888 году. Прихожане регулярно посещали храм Божий, ведь жители этих мест славились своей богобоязненностью: зимой в праздники здесь молилось до тысячи человек. А с появлением нового храма Старополье и вовсе превратилось в крупный духовный центр, которому могли бы позавидовать даже большие уездные города. При Рождественской церкви действовали три школы для детей и взрослых (подавляющая часть населения не владела грамотой), а из почитаемых святынь следует особо отметить икону Тихвинской Божией Матери - один из немногих списков с подлинника, включенных в реестр еще при Иоанне IV.
После революции и ухода Белой армии в 1921 году церковная земля (180 десятин) была конфискована, позже закрыли и церковноприходские школы - они стали государственными. Обе церкви продолжали действовать до 1930-х годов, когда осенью 1936 года обманным путем был закрыт, а затем обращен в колхозный клуб Свято-Ильинский храм, снесенный окончательно в эпоху хрущевских гонений. Церковь Рождества Христова закрыли в 1938 году и использовали сначала как гараж и склад. Во время войны службы возобновились благодаря деятельности Псковской миссии, затем Христорождественский храм обрекли на запустение и разруху.
В 1990 году решением администрации Сланцевского района церковь Рождества Христова была передана верующим. Летом 1998 года при активном участии храма святого Георгия Победоносца на Средней Рогатке началась реставрация «старопольской жемчужины». По историческим чертежам восстановлены святые врата и колокольня, в нижнем ярусе которой оборудован придел во имя пророка Илии, а на Воздвижение 2003 года освящен и поднят на колокольню крест. Пока идет реставрация сводов и алтарной части, богослужения проходят в домовой церкви рядом с Рождественским храмом.
Борис Алишов
Фото автора