«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 3, 2008 год

Фитнес для души

Услышав слово «аскеза», многие из нас сразу же представят себе седого монаха-подвижника, который, живя в пустыне, день и ночь проводит в молитве, питаясь одними просфорами и святой водой. Однако в дохристианской античности понятие άσκησις обозначало гимнастику, упражнение для тела, ума и воли - т. е. самодисциплину, необходимую для здорового развития каждого здравомыслящего человека.

Христос обращает призыв «отвергнись самого себя, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16, 24) не к каким-то «духовным суперменам», но к каждому человеку, независимо от его возраста, пола, национальности, уровня образования и социального статуса. Богочеловек приходит в наш мир для того, чтобы дать каждому из нас полноту жизни, т. е. жизнь с Богом. Поэтому аскетизм - это лишь средство, орудие для достижения цели: мы призваны к святости, к тому, чтобы стать «причастниками Божественного естества» (2 Пет. 1, 4), реализовать в своей жизни слова апостола Павла «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

Правильное использование аскетических практик Православия может приблизить нас к этой цели; но если средство начинает занимать место цели, то такой самодостаточный аскетизм может нанести огромный духовный вред. Не случайно в подготовительные недели Великого поста в храмах читается евангельская притча о мытаре и фарисее, предупреждающая, что главные аскетические составляющие - молитва, пост, милостыня - также могут стать источником крайнего индивидуализма и эгоцентризма, ненависти к живущему «не по Типикону» ближнему.

«Вступая в подвиг, - говорит святитель Феофан Затворник, - не на нем останавливай внимание и сердце, но минуй его, как нечто стороннее; полным преданием себя Богу открывай себя для благодати, как готовый сосуд». Каждый год перед праздником Пасхи Церковь предлагает нам сорок дней для того, чтобы притормозить ежедневный сумасшедший ритм жизни, выключить постоянно звучащий фоном телевизор, открыть Священное Писание, прийти в храм на глубочайшие по своему содержанию великопостные службы, задуматься о своей жизни. В общем, заняться тем, что является самым главным, но на что нам постоянно так не хватает времени, - нашей душой.

Иерей Владимир Хулап