«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 3, 2008 год

Поучение или марш веры?

«Блаженны нищие духом…» (Мф. 5, 3; Лк. 6, 20)

И.К. Макаров. Нагорная проповедь. 1890.
И.К. Макаров. Нагорная проповедь. 1890. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.

Никто не сомневается в том, что Нагорная проповедь составляет самую суть христианского учения, но ее слова многих оставляют в растерянности. Как обрести радость жизни и счастье, сообразные евангельским блаженствам? Этому мы посвящаем новую рубрику в нашем журнале.

Спаситель выходит на проповедь с неожиданной вестью: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». У его слушателей при этом закономерно мог возникнуть вопрос: «А кто будет принят в грядущее Царство? А стану ли я одним из его наследников?» И в самом начале своего служения Господь дает ответ на эти вопросы в Нагорной проповеди.

Многие толкователи, не раздумывая, назвали их заповедями блаженства, новозаветным аналогом десятисловия, сводом предписаний, обязательных к исполнению, если вы хотите войти в Царство Божие. Иные говорят о них как о синтезе самого совершенного этического учения.

Многие знают их наизусть, многим они кажутся удивительными. Но лишь немногие способны высказать вслух свое искреннее недоумение: разве можно принять бедность, голод, жажду, преследования, все, что причиняет слезы, как источник счастья? Как убедить себя, что быть блаженным значит стать как те нищие, голодные, обездоленные, которые почти каждый день смотрят на нас с телеэкранов? Неужели именно о таком блаженстве говорится в Евангелии? Разве мир сей не убеждает нас в том, что такие качества, как кротость, милосердие, скромность, вообще лишь мешают жить «достойно»?

Прежде всего, нужно увидеть толпу людей, которые окружают Иисуса, идут за ним в пустыню, чтобы услышать весть о приближении Царства Небесного. Он видит перед собой мужчин и женщин, которые следуют за ним по пятам, забывая обо всем, оставив свои дома и заботы. Он видит на их лицах жажду счастья, радости, правды, которая бесконечно сильнее чувства страха, униженности, разочарованности или отчаяния в жизни. Он потрясен их обнищанием, вопиющей внутренней опустошенностью, которая ждет и требует чего-то бесконечно большего. Недаром Библия называет этих униженных и обездоленных людей «малым остатком». Только они способны пройти сквозь испытания жизнью, выжить, несмотря на все ужасы, которыми наполнена история народа Божия.

В нашем языке слово «блаженны» точно передает смысл греческого μακάριοι, которое содержит в себе идею счастья, наслаждения жизнью и завидного благоденствия. Но Господь в Иудейской пустыне проповедовал не на греческом языке. В тот момент в Его устах звучало слово ашреи, которым, кстати, начинается и Псалтирь. Еврейское слово «ашар» говорит не о гедонистическом блаженстве, а о блаженстве праведности. Оно образовано от слова «шагать» и является скорее восклицанием изумления при виде человека, который прямо ходит пред Богом, который преисполнен динамизма и присутствия духа. Какая сила, какой дух наполняет вас, нищие и смиренные! Какая сила живет в вас, алчущие и жаждущие, плачущие, милостивые, миротворцы!..

С таким восклицанием Господь обращается к людям, которым доступна жизнь, не связанная напрямую с богатствами и счастьем мира сего. Современный библеист Андре Шураки в своем переводе смело употребляет нечто созвучное нашему «Вперед!», «Держитесь!», «Дерзайте!», «В путь!»

Господь не пытается донести до Своих слушателей некую абстрактную идею праведности или счастья, а решительно зовет за Собой. Этими словами Он словно открывает некое шествие, если хотите, марш веры людей, послушных велению Духа, которые с ликованием идут навстречу высшей радости и получают окончательную награду в вечности. Какое поистине неиссякаемое богатство нюансов содержит в себе это библейское слово «блажен»! Оно находит отклик в сердцах всех униженных и прошедших испытание жизнью. Какой силой, каким духом должен обладать человек, который шагает вперед по дорогам Царства, где подлинное богатство состоит не в том, что ты имеешь, а в том, кто ты есть. Итак, Евангелие возвещает блаженства, которые определяют собой жизнь человека, его «хождение» перед Богом, и никак уж не являются чем-то умозрительным или морализаторским.

Череда этих восклицаний, обращенных к бедным, униженным, плачущим, образует собой Нагорную проповедь. И каждое из блаженств воскрешает в глубине души тот или иной эпизод священной истории: простоту Авраама, кротость Моисея, смирение Руфи, пламенеющее сердце Давида, благоговейный страх Исаии, плач Иеремии, страстность Иезекииля, светлую чистоту Сусанны, богатство внутренних переживаний псалмопевца. И все вместе они образуют потрясающее свидетельство того, из чего состояла жизнь Иисуса Назарянина, Его царский путь, которым Он ведет нас к познанию тайны жизни.

Господь не призывает стремиться к печали и скорби, Его Евангелие учит наслаждаться подлинной радостью жизни. По сути дела эти слова означают: «Блаженны вы, когда ходите по дорогам бедности, мира, правды, ибо на этом пути встретите Бога». Напротив, в словах «горе вам, богатые» (Лк. 6, 24) не содержится никакой угрозы в адрес людей, которые ходят другими путями. Это лишь предостережение о том, что они рискуют нечаянно пройти мимо полной и совершенной радости. Блаженны те, кто живет поистине сущностным!

Закономерно возникает вопрос: а не является ли это какой-то утопией, чем-то совершенно недоступным человеку? Ну кто же живет так? И, однако, в мире есть тысячи людей, которые без лишнего шума и слов стараются любить, творить мир, жить по совести и в чистоте сердца, одним словом, живут с Богом и во Имя Господне. Некоторые из них хорошо были известны и современникам, как, например, блаженная Ксения Петербургская или святая мученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, прожившие свою жизнь в евангельской бедности. К ним может присоединиться каждый, кто возжелает прожить свою жизнь со Христом.

БЛАГОСЛОВЕННЫ БЕДНЫЕ В ДУХЕ

Первое блаженство связано с нищетой духа, без нее остальные блаженства недостижимы. Более того, это единственное блаженство, о котором говорится в настоящем времени: Царство Небесное уже принадлежит им!

Быть нищим сердцем означает быть простым, жить без притязаний, без гордыни. Нищий сердцем не питает иллюзий по поводу собственных возможностей, а потому терпеливо ожидает только того, что приходит от Бога. Все, что он делает, он делает из любви, а не потому, что хочет выглядеть добрым или извлечь какую-то выгоду. Нищие сердцем смиренны.

В русском языке слово «бедный» одного корня со словом «бедствие». В еврейском языке этим словом называют прежде всего притесняемых, согбенных, подавленных, беззащитных. Не будем забывать, что когда Господь произносит эти слова, Он видит перед Собой именно таких людей, Он склоняется над ними, чтобы обрадовать их вестью о приближении Царства Божия. Сын Человеческий пришел в мир для того, чтобы отдать Свою жизнь в выкуп за всех. Он пришел, чтобы освободить этих нищих не по законам мира сего, но любовью Божией! Поэтому Он не подстрекает к восстанию против сильных мира сего, которые притесняют их физически, или против фарисеев, которые унижают их духовно. Но Он освобождает сердце, открывая им путь, как и в глубинах нищеты жить пред Богом как «возлюбленным Отца»!

В глазах Христа подлинное счастье не связано с изобилием материальных благ, почестей или власти. Блаженство из блаженств состоит в стяжании духа бедности! Блажен, кто, несмотря на бедность, терпелив, не завидует, не ревнует и способен всецело доверить себя Богу! Блажен, кто, несмотря на свои богатства, почести и власть, не привязан к ним сердцем, кто способен в нужный момент позаботиться о своих ближних. Блажен, кто, имея все, что мир сей может дать человеку, способен оставить все, чтобы следовать за Христом по путям свободы и принести свое сердце Богу! Евангельская нищета - единственное подлинное богатство, вот почему в одном старинном переводе дословно сказано: «Благословенны бедные в духе: их есть Царство Небесное».

Иерей Димитрий Сизоненко