«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 3, 2008 год

О христианской аскетике

Сергей ЗемсковСергей Земсков

Поймал себя на мысли, что аскетов, демонстрирующих свои блестяще навыки благочестия, стараюсь обходить стороной, дабы не осквернить их «звенящую, почти ледяную чистоту» общением. Люди заняты важным деланием - внимательно исследуют, какими злыми пожеланиями и страстями занято их сердце, и всем видом показывают, что не надо им мешать. «Мы пашем!» Сигнал принят.

Это всегда люди, читавшие отцов-аскетов, но не понявшие пока сути Евангелия. И не надо брать пример с угрюмого мизантропа, который знает все про свои грехи, про своих и чужих врагов, лично знает и самих врагов, а Бога не знает.

А христианство аскетично само по себе. Захочешь быть со Христом - придется жертвовать даже хорошим ради лучшего и на проявление зла отвечать добром, водружая в сердце противоположные злым добрые чувства: гневу - кротость, скупости - щедрость, зависти - сорадование… Потому что «молитва от любви, а любовь от радости, а радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от упования, упование от веры, вера от послушания, послушание от простоты» (прп. Макарий Великий).

И все равно: одно лишь противопоставление добродетели пороку для достижения праведности может явиться еще одним искушением, потому что «праведность» сама по себе не должна стать главной целью христианской жизни. Такова была праведность Ветхого Завета, о которой Иисус предупреждает: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5, 20).

Образ аскета, по которому можно сверять свои «духовные стрелки», - это доброжелательный и отзывчивый на чужую боль, радостный, простой и открытый в общении, воздержанный и неприхотливый к себе, приветливый и внимательный к другим, решительный, нелицеприятный и спокойный, благодарный евангельский человек. Или, если вспомнить слова апостола Павла, аскетика - это стремление и усилия, направленные к тому, чтобы каждый из нас мог свидетельствовать жизнью: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

Кто из нас повстречает такого человека (а такие люди есть, и их надо повстречать), тому повезло, потому что он соприкоснулся с тем, кто воспринял Благую Весть правильно (православно). Рядом с таким человеком хорошо и уютно, спокойно и надежно. Нужно постараться обратить внимание на то, как этот человек живет, что делает, напитаться от него столько, сколько это возможно, и брать с него пример. В этом есть смысл!