«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 3, 2008 год

В пользу лучшего

Иерей Евгений ГорячевИерей Евгений Горячев

Время Великого поста, кроме всего прочего, является еще и упражнением в благодарности. В силу привычки мы начинаем воспринимать как само собой разумеющееся такие вещи, которые в действительности должны восприниматься как дар. Не зря молитва «Отче наш» нам напоминает о том, что хлеб дается не потому, что у нас есть деньги, и не потому, что государство закупило необходимое количество зерновых в Канаде, а по той простой причине, что Бог благословил его дать. Сколько ни трудись, к каким аграрным технологиям ни прибегай, если Бог не пошлет дождя, ничего не вырастет. Искусственное орошение? Но вода может иссякнуть точно так же, как это произошло в Израиле во дни пророка Илии.

Когда получаемые материальные блага и времяпрепровождение перестают восприниматься с благодарностью, страдает, прежде всего, сам человек. Поэтому Церковь и дает нам возможность пережить время поста как упражнение в благодарности. Оно выражается в том, что в эти дни человек отказывается от того, что по самой своей сути является полезным. В мясе, молоке, телепередачах, радостном времяпровождении на концертах или в супружеских отношениях нет греха, но человек воздерживается от этого в пользу лучшего. В пользу того, что человека действительно возвышает и одухотворяет. Ради того, чтобы научиться воспринимать все это как полученное из рук Божиих.

Когда дни воздержания заканчиваются, человек способен все это принять как бы заново, по-новому ощутить, например, вкус тех продуктов, которые он до этого по привычке употреблял без всякого удовольствия и даже без благодарности.

Иной скажет: «Ну, христиане ведут себя как римские аристократы, которые сознательно воздерживались, потому что им хотелось поесть со вкусом. Патриции точно так же подвергали себя плотскому воздержанию, чтобы переживания от оргии были более острыми». Если и есть в этом какое-то сходство, то оно лишь внешнее, поскольку патриций это делал ради собственного удовольствия, а христианин совершает это во имя Бога, ради благодарения Творцу. По истечении дней добровольного воздержания человеку дается пережить своего рода обновление чувств и с новой силой испытать благодарность Богу за полученные дары.