«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 3, 2008 год

Последнее слово.

Евангельское чтение в неделю мясопустную

Сказал Господь: «Когда Сын Человеческий придет во славе Своей, и все Ангелы с Ним, тогда воссядет Он на престол славы Своей; 32 и приведут к Нему все народы, и Он отделит одних от других, как пастух отделяет овец от козлов, 33 и поставит овец по правую руку от Себя, а козлов - по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, кто по правую руку от него: «Приблизьтесь, благословенные Отца Моего! Примите Царствие, уготованное для вас от основания мира. 35 Ибо Я был голоден, и вы дали Мне поесть; жаждал, и вы напоили Меня; был чужестранцем, и вы дали Мне приют; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы ходили за Мной; в заточении был, и вы навещали Меня».

39 Тогда праведники спросят Его: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным, и накормили, или жаждущим, и напоили? 38 Когда же это мы видели Тебя чужестранцем, и приютили, или нагим, и одели? 39 Когда же это мы видели Тебя больным, или в заточении, и навещали Тебя?»

40 И Царь скажет им в ответ: «Воистину говорю вам: все, что вы сделали для одного из этих Моих братьев меньших, вы для Меня сделали».

41 Тогда скажет он и тем, что по левую руку: «Идите прочь от Меня, проклятые, в вечный огонь, уготованный диаволу и ангелам его! 42 Ибо Я был голоден, и вы не дали Мне поесть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был чужестранцем, и вы не дали Мне приюта; болен и в заточении, и вы не ходили за Мной».

44 Тогда спросят и они: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или чужестранцем, или нагим, или больным, или в заточении, и не послужили Тебе?»

45 Тогда Он ответит им: «Все, чего вы не сделали для одного из этих меньших, вы не сделали для Меня».

46 И пойдут они на муку вечную, а праведники - в жизнь вечную».

Мф. 25, 31-46
Перевод Сергея Аверинцева


ПОСЛЕДНЯЯ ПРИТЧА

Согласно хронологии Евангелия от Матфея, притча о страшном суде - это последнее поучение Господа, преподанное ученикам. Далее следует заговор иудейских старейшин, взятие под стражу и история страданий. Последнее, что поведал Господь в форме притчи, - это рассказ о Страшном суде. Завершающее слово всегда несет в себе исключительное содержание. Оно подводит итог и вычленяет главное из того, что было сказано ранее. Краеугольным камнем проповеди Христа был призыв к исполнению заповеди любви. И притча, которой Господь завершает Свою проповедь, свидетельствует о первенствующем значении этой заповеди, проявляющей себя в делах милосердия, от исполнения или неисполнения которой напрямую зависит загробная участь каждого человека.

Притча о Страшном Суде, как и любая другая Евангельская притча, описывается в образах, понятных для современников Христа. Господь уподобляет Свое второе пришествие торжественному выходу земных царей в окружении свиты. Овцы здесь представляют праведников, так как в библейской символике часто служат образом невинности, кротости и принадлежности к народу Божию. А козлища - осуждаемых, поскольку служат образом недобрых нравственных качеств. Овцы и козлища пасутся вместе, но к вечеру пастух разводит их по разным загонам, отделяя одних от других. Овцы будут поставлены по правую руку, поскольку правая сторона всегда считалась почетной и назначалась для приближенных, а козлища - по левую сторону, которая считалась менее почетной, а в данном случае оно означает место осуждения.

КРИТЕРИЙ СУДА

Слова Христа показывают, что Страшный Суд для многих станет моментом истины. Те, кто были уверены в своем спасении, вдруг окажутся осужденными. А другие, которые, может быть, и не встретили Христа в земной жизни - «Когда мы видели Тебя?», - но были милосердными к своим ближним, удостоятся спасения. В притче о Страшном Суде Царь не спрашивает людей о многом, чему мы склонны придавать основополагающее значение в религиозной жизни: пост, молитва, посещение храма, но спрашивает, как они относились к своим ближним, Его «меньшим братьям». Дела милосердия, совершенные или не совершенные человеком в жизни, оказываются главным критерием на Суде. Страшный Суд будет проводиться над всеми - как верующими, так и неверующими, как христианами, так не христианами. Но если христиане будут судиться по Евангелию, то неверующие - по закону совести, написанному в их сердцах (Рим. 2, 15).

Впрочем, в Новом Завете есть указания и на то, что все люди предстанут на Суд как слышавшие благовестие Христа - даже те, которые не знали Христа в земной жизни. Апостол Петр говорит о том, что Христос после Своего Воскресения сходил во ад и проповедовал там грешникам: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Петр. 3, 18-20).

В этих словах апостол Петр в какой-то степени дает ответ на вопрос о том, возможно ли спасение для некрещеных и неверующих. Церковь твердо верует, что вне Христа, вне Крещения и Церкви спасение невозможно. А как может быть осужден тот, кто вообще не слышал Евангелия? «Предположите, - говорит Климент Александрийский, - что умершим до пришествия Господня Евангелие не было проповедано: тогда выйдет, что как спасение их, так и осуждение суть дело вопиющей несправедливости». Ответ может быть только один: кто на земле не знал Христа, встретят Его в вечности, так как и в аду слышна проповедь Евангелия. Тот, кто сознательно отвергает Христа и Его проповедь (будь то в земной жизни или в вечной), делает выбор в пользу диавола и сам является виновником собственного осуждения: «Не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3, 18). Поэтому Христос и благовествует во аде, чтобы каждый созданный Им человек мог сделать выбор в пользу добра или зла и в соответствии с этим выбором или спастись, или быть осужденным.

УЧЕНИЕ О СУДЕ И О ВОСКРЕСЕНИИ ПО ЕВАНГЕЛИЮ ОТ ИОАННА

В Евангелии от Иоанна учение о суде и воскресении существенно отличается от учения других евангелистов и церковной традиции в целом. Евангелист Иоанн утверждает, что суд начнется на земле, поскольку принятие или отвержение Христа определяет состояние человека в вечности: «Наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5, 25). Апостол Иоанн убежден, что суд и воскресение это события, которые происходят не в конце истории. Воскрешение и оправдание человека происходит через слышание Слова Божия и через веру во Христа как Сына Божия. Причем слышать Слово и верить во Христа - это не два отделенных друг от друга акта. Ибо правильно слушать, а главное - воспринимать Слово Божие невозможно без веры в Иисуса Христа как в Бога.

Мертвые, о которых здесь идет речь, - это не покойники в гробах, а физически живые, но духовно мертвые люди. Те, которые пребывают в смертельной власти неверия во Христа как Бога. И из этого мира живых трупов человека может вызвать к жизни, воскресить из мира мертвецов, мира неверия, только Животворящее Слово Божие: «мертвые услышат голос Сына Божия и, услышавши, оживут». Такой человек может ожить, воскреснуть для жизни вечной уже здесь и сейчас, поскольку час воскрешения уже пришел. Вместе со Христом в мир вошла жизнь: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1, 4). Значит, каждый, кто слышит Слово Божие, стоит перед выбором, быть ли ему сопричастником вечной жизни или нет. Хочет он ожить или предпочитает остаться духовным мертвецом? Для апостола Иоанна характерна мысль о непосредственной близости спасения.

У других евангелистов эта мысль выражена в словах «приблизилось Царствие Божие» (см., например, Мк. 1, 15). А евангелист Иоанн конкретизирует и говорит, что оно не просто приблизилось, но и наступило уже, поскольку присутствие Христа в мире - это и есть присутствие среди нас Царства Божия, вечной жизни и спасения. То, что происходит с человеком здесь, настолько важно, что по сравнению с этим будущие события конца света отступают на второй план. Они не должны занимать мысль человека, не должны становиться для него столь значительными.

К сожалению, порой христиане увлекаются размышлениями о том, что будет, и слишком мало внимания уделяют тому, что есть. Что происходит с нами сегодня? Решающим в нашей жизни будет не то, что произойдет после нашей физической смерти, а то, что происходит с нами сейчас. Решение за или против веры при встрече с Христом (как это было при Его земной жизни, среди Его современников) или при встрече с Его Словом, то есть Евангелием (как это бывает с нами). Именно при этой встрече и происходит выбор между жизнью и смертью, между оправданием и осуждением. Встречаясь со Христом, человек встречается с Самой Вечной Жизнью. Принимая Христа и Его Слово, человек становится сопричастен Вечной Жизни, а отвергая Его, обрекает себя на осуждение и духовную смерть.

Протоиерей Александр Глебов