«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 3, 2008 год

Аксиос!

Кто из святых является для Вас примером аскетизма?

На вопросы «ВЖ» отвечают новорукоположенные клирики Санкт-Петербургской епархии



Диакон Александр ГутникДиакон Александр Гутник

Примером аскетизма для меня является Преподобный Сергий, Радонежский чудотворец. Подобно отцам древности, он оставил все и пошел за Христом. Поселившись в глухом лесу, он совершал свои аскетические подвиги, работая своими руками и молясь Творцу. Скрываясь от всех, он работал Богу. Через некоторое время слава о подвижнике распространилась, и к нему стали приходить жаждущие подвига послушники. Жизнь и труды Преподобного Сергия в истории русского монашества имеют особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общинножитием. Но и став игуменом, основав знаменитую обитель, Преподобный не оставил своих аскетических подвигов, во всем являя собой образец для подражания. Однажды митрополит Алексий хотел возложить на него золотой крест в награду за труды, но Преподобный Сергий сказал: «От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете» и решительно отклонил от себя эту почесть. Еще при жизни Преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Несмотря на славу земную, он вел себя, как простой монах, смиряясь перед всеми и являя собой образ любви Христовой.

Священник Игорь ИвановСвященник Игорь Иванов

Для меня одним из ярких примеров подвижничества нашего времени служит опыт протоиерея Алексия Мечева. В сложный для России период он смог стать примером христианской жизни и просто утешением, светом, который согревал и помогал. Не будучи монахом и аскетом «по форме», отец Алексий «по духу» осуществил на практике идею «монастыря в миру», сформировав церковную общину, которая выжила после его смерти, вела глубокую церковную жизнь, сохранившись в течение всего советского периода до наших дней. Для отца Алексия христианство не было отвлеченным учением, сводом жестких правил или культурной традицией. Оно было для него жизнью, и он мог с апостолом сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». К этой жизни во Христе он приобщал свою паству, тщательно вникая в сущность и душу каждого человека, объемля каждого своею милующей любовью, беря на себя горе и тяготы всех. Именно этот опыт воспитания любовью необходим нам и сейчас. Ведь если, придя в Церковь, человек встретит там отражение мира с его суетой и страстями, с «духовными» методиками и технологиями, то как тогда сможет он «осолиться» духовной солью - благодатью Святого Духа?

Священник Константин КостинСвященник Константин Костин

Для нас, православных, как я полагаю, стало обыденным фактом, что на протяжении многих веков существования аскетизма яркими представителями этой формы православного ригоризма в большинстве своем являлось монашество, и это понятно. К представителям же белого священства аскетизм, как таковой, не был употребим. И мне все же хочется сделать исключение из этого правила и назвать святого праведного Иоанна Кронштадтского, явившегося в среде белого священства примером аскезы. Сочетая в себе дух строгой жизни, непрестанной молитвы и самоотверженного служения Церкви Христовой святой праведный Иоанн Кронштадтский своей жизнью показал, что и в миру аскетический дух имеет место.

Вопрос задавала Ольга Сергеева
Фото: Юрий Костыгов