«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 1, 2008 год

Свято место

Алексей СОКОЛОВАлексей СОКОЛОВ

В прошлом году широкой публике была представлена «Миссионерская концепция Русской Православной Церкви». Главный пафос этого документа прост: нужно активней проповедовать за пределами церковной ограды. Такую позицию поддержали архиереи, зато осудил целый ряд околоцерковных публицистов. Прозвучали даже страшные слова о некой «ереси миссионерства». Все это вновь обострило былые вопросы. Должна ли Церковь говорить о вере за пределами храма? Имеет ли она права на это в светском обществе развитой толерантности?

Разумеется, Церковь могла бы молчать. Вот только «свято место пусто не бывает». Если она сама не расскажет о себе, о ней расскажут другие.

Собственно, сегодня происходит именно это. Большинство далеких от христианства людей судят о нем штампами, но штампы эти берутся отнюдь не с потолка. Разумеется, еще жива память о советской атеистической пропаганде, но это лишь одна из составляющих светского мифа о Православии. Куда больше влияния на него оказывают всевозможные православные, полуправославные и псевдоправославные сборища, перед которыми проблема «внешней миссии» никогда не стояла, ибо без нее они просто не могут существовать.

Вот они как раз не только говорят со светской публикой, но и живут за ее счет. Желая того или нет, они играют роль в различных политических спектаклях, эпатируя почтенную публику.

«Православный - значит против ИНН!» «Православный - значит враждебный чужеземцам националист!» Ну и попроще: «Православная магия! Быстро. Дешево. Без греха». Неважно, чем занимаются все эти паразиты на теле современной религиозной безграмотности: зарабатывают ли они деньги, политический капитал или искренне верят во все, о чем говорят.

Главное, что им жизненно важно сохранение нынешней ситуации, когда имидж Православия в обществе формируют фактически они, а не Церковь. Их трудами православный в глазах большинства - это мрачный человек с крошками в огромной бороде, оберегами в кармане и фашизмом в черепной коробке.

И именно из-за этого Церковь сегодня вынуждена говорить не только со своей паствой, но и с людьми на улице. В этом нет нарушения принципов светского общества, скорее напротив - попытка помочь людям далеким сегодня от религии, обеспечить им духовную безопасность.

Ведь даже если человек не думает о вере, не собирается идти в храм, ему все равно стоит оглядеться по сторонам и разобраться в проблеме. Иначе в самый важный для его жизни момент он вместо Церкви попадет в плен к «православным» горлопанам.