«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 9, 2007 год

Ветхий Завет

(греч. Παλιὰ διαθήκη, лат. Vetus Testamentum) - один из ключевых терминов христианского богословия, употребляющийся в двух основных значениях.

Юрий Рубан
кандидат исторических наук,
кандидат богословия

1

«Завет» как особая религиозная реальность. В своей основе данное понятие восходит к области социально-юридического опыта. (В этом значении славянский термин «завет» не вполне точно передает смысл евр. бери'т - «союз», «договор», «контракт»). Древневосточный обряд заключения договора между двумя сторонами включал в себя принесение жертвы и произнесение проклятия на его нарушителей. При этом договаривающиеся проходят между двумя половинами рассеченной жертвы, навеки скрепляя договор пролитой кровью (см. описания заключения завета Бога с людьми в Библии, - Быт. 15, 9-10, 17-18; Иер. 34, 18). В память о заключенном союзе ставят камень или сажают дерево, призывая их перед небом быть его свидетелями.

В отличие от вассальных пактов, подразумевающих вынужденное принятие покровительства, подлинный союз - это союз между равными. Он предполагает взаимоуважение и добровольное согласие вступающих в него сторон, что обуславливает нравственную свободу и возможность его расторжения без боязни ответных карательных санкций. Данными условиями определяется и особый характер взаимоотношений Бога и человека в Библии, не имеющий прямых аналогий в других древневосточных религиях, где боги изначально определяют человеку роль раба (слуги), навсегда удерживая за собой важнейшие привилегии, главная из которых - бессмертие. В силу этого союза-завета, являющегося исходной точкой и движущим нервом библейской (и христианской) религии, человек принимает заповеди Бога и творит на земле Его волю, а Бог покровительствует человеку и его «спасает».

Начало такому (не высказанному прямо) завету было положено еще в раю (Сирах. 17, 5-8, 10), а его нарушением стало грехопадение. Неверности человека противостоит верность Бога, Который прощает свое создание, восстанавливая «вечный» завет через обещание Спасителя (Быт. 3, 15). Таким же всемирным характером отличается завет с Ноем и, через него, со всем мирозданием (Быт. 8, 22; 9, 9-17). Круг хранителей особого Откровения суживается в завете с Авраамом и его потомками (Быт. 17, 19; 28, 4). Синайский Союз определяет окончательный характер Ветхого Завета: Израиль становится «народом Божиим» (Исх. 3, 10), которому обещана Ханаанская земля, помощь и покровительство (Исх 19, 5-8). Историческое предназначение Израиля - не только основать на земле «Царство Божие» и проводить в своей жизни начала монотеизма, но также быть воспитующим примером окружающим народам - «светом для язычников» (Ис. 42, 6; Рим. 2, 19-20). Вследствие неверности Израиля (Иер. 2, 9) древний договор оказывается нарушенным, но открытый Богом замысел союза сохраняется неизменным (Иер. 31, 35-36; 33, 20-22).

Поэтому будет новый союз в конце времен. За шесть веков до Иисуса Христа пророк Иеремия провозгласил крушение старых национально-политических иллюзий и заключение «нового союза» между Богом и людьми на исключительно духовных началах (Иер. 31, 31-34).

Члены Кумранской общины (т. н. ессеи) считали себя людьми «нового завета», а христианство с момента возникновения жило верой в то, что ожидания Иеремии осуществились. Старое соглашение, заключенное между Богом и человеком через посредство одного народа, сменилось новым союзом-заветом, заключенным со всеми людьми через вочеловечение и спасительную жертву Сына Божия. Сам Христос на Тайной вечере указал границу между этими двумя уровнями бытия: «Сия есть кровь Моя нового завета» (Мф. 26, 28). Поэтому мировая история делится на два периода: эру до и эру после Рождества Христова, или эру «ветхого (старого)» и эру «нового» завета (отсюда употребление термина Ветхого Завета, также в хронологическом аспекте - «ветхозаветные времена»).

Постепенное переосмысление идеи союза с равноправного «договора» двух сторон на волеизъявление Бога, определяющего нормы человеческого поведения, привело к тому, что уже в Септуагинте еврейский термин бери'т передан не эквивалентным ему греч. συνθήκη («договор»), но словом διαθήκη («завещание», слав. «завет»). (В латинской Библии ему соответствует термин testamentum, перешедший в западноевропейские языки). Именно этот смысл вкладывает в него апостол Павел, говоря о «завещании» Господа, данном христианам в «вечное наследие» (Евр. 9, 15-16).

2

Сборник книг, составляющих первый раздел христианской Библии (в иудаизме - полная Библия). Название в христианской традиции объясняется его главным содержанием - историей сохранения этого «ветхого» союза-завета до заключения «нового». Термин «Ветхий Завет» в современном «книжном» значении впервые, видимо, употреблен апостолом Павлом (2 Кор. 3, 14).

Христианское осознание непреходящей религиозной значимости Ветхого Завета (на что указывал сам Иисус Христос, - Мф. 5, 17-18; Лк. 16, 17; 24, 44 и др.) выражает классическая формулировка Августина Блаженного: «Novum Testamentum in Vetere latet, Vetus Testamentum in Novo patet», «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий Завет в Новом раскрывается».

Литература: Поснов М. Э. Идея завета Бога с израильским народом в Ветхом Завете. Богуслав, 1902; Глаголев А. А., свящ. Ветхий Завет и его непреходящее значение в Христианской Церкви. (По поводу древних и современных литературных и общественных течений против общепринятого значения и употребления христианами ветхозаветных священных писаний). Киев, 1909; Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии. (Ветхий Завет). Милан; Москва, 1992; Сканлин Г. Ветхозаветный канон в Православных церквах//Страницы: Журнал БиблейскоБогословского института св. ап. аАндрея. № 4. М., 1996. С. 28-48; Константину М. Оригинальный текст Ветхого Завета в Православной церкви//Там же. № 3:2. М., 1998. С. 163-181.