«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 9, 2007 год

Музей трамваев

Музей трамваев

В этом году 29 сентября отмечается 100-летие петербургского трамвая. Именно в этот день в 1907 году состоялось торжественное открытие первого трамвайного маршрута № 4, который был проложен от Александровского сада по Конногвардейскому бульвару через Николаевский мост к Кронштадтской пристани. Рассказывают, что вел первый трамвай сам Генрих Осипович Графтио.

Сергей Наконечный
обозреватель.
Фото: открытие трамвайного движения по маршруту № 4.
Освящение вагонов. 1907 год.
Фотограф К. Булла.
Из книги «От конки до трамвая».

«В вагон вошли приглашенные, поднялся на переднюю площадку и Генрих Осипович, - вспоминает супруга знаменитого инженера. - Вагон легко тронулся с места и побежал вдоль сада. Как? Без вожатого? Нет, ручку контроллера держал Генрих Осипович… В толпе быстро разнеслось, что вагон вел не простой вожатый, а «граф Тио». Так люди восприняли фамилию мужа, и когда он сошел с площадки, все бросились поглазеть на необыкновенного графа-вожатого».

В свой первый рейс этот трамвай вышел из Василеостровского трамвайного парка, где спустя годы, к 60-летию трамвайного движения в нашем городе, был открыт служебный музей, работающий на общественных началах. Свои музеи были в каждом трамвайном парке, но этот был самым крупным, поэтому его можно смело назвать центральным.

Именно сюда приводили и приводят до сих пор официальные делегации, здесь же проводятся различные торжественные мероприятия и собираются ветераны трамвайного движения. Кроме того, в музее ведут научно-исследовательскую работу, готовят к изданию книги и альбомы, посвященные электротранспорту. Занимается музеем энтузиаст своего дела, крупный специалист по трамвайному движению Петербурга Юрий Михайлович Львов.

Музей разделен на две части. В одной собраны макеты вагонов, фотографии, документы и различные предметы, относящиеся к истории и современности трамвайного движения в Петербурге. В другой - собственно сами вагоны трамваев в натуральную величину, от дореволюционных до современных. Есть среди них и первый (единственный сохранившийся) троллейбус, найденный на каком-то дачном участке и заботливо восстановленный.

Все экспонаты на ходу, многие из них даже можно брать напрокат. Интересен сам по себе и трамвайный парк, где расположен музей. Кирпичное депо построено по типовому проекту трамвайных парков в 1906-08 гг. (архитекторы Ф. О. Тейхман и Л. Б. Горенберг). Жилые и служебные дома, тоже из кирпича, построены позднее, в 1913-15 гг. (архитектор А. А. Ламагин). В 1922 году парку присвоено имя рабочего-трамвайщика (разумеется, пламенного революционера) А. П. Леонова, чей бюст и по сей день в мемориальном скверике заботливо сохраняется и регулярно подкрашивается.

Интересно, что в Петербурге, на родине русского трамвая, постоянное трамвайное движение появилось позднее, чем в других городах Российской Империи. Такая задержка была вызвана условиями контракта с Акционерным обществом, эксплуатировавшим петербургские конно-железные дороги. До окончания данного контракта (в 1902 году) Городская дума не имела права «вводить иные виды тяги на существующих или вновь прокладываемых линиях». Именно поэтому пришлось пойти на уловку, проложив первые три временные трамвайные линии по льду Невы. В 1895 году в газетах с гордостью сообщалось, что благодаря устойчивой зиме в Петербурге была открыта первая электрическая железная дорога, проложенная «по царственной Неве» от спуска Дворцового моста, со стороны Адмиралтейства, до Мытнинской набережной. Проезд по этой первой трамвайной линии стоил две копейки.

Музей работает по будням. Телефон: 321-5406.

Музей трамваев