«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 9, 2007 год

Путешествие на край Земли

Нордкап (Nordkapp)

Нордкап (Nordkapp) - самая северная точка Европы, расположенная на материке, - находится на широте 71 градус, 10 минут, 21 секунда в Норвегии. Севернее лишь многочисленные острова. Место это привлекает ежегодно сотни тысяч туристов. Особенно дорог Нордкап для моряков, ведь мимо него проходит Северный морской путь из России в Европу. Побывал на краю земли и наш обозреватель Сергей Наконечный, даже у Полярного круга обнаружив православный храм.

Сергей Наконечный
корреспондент

В путь!

Мы выехали на автомобиле из Петербурга в сезон белых ночей. Но впереди нас ожидал полярный день. Быстро и без приключений добрались до русско-финской границы. На КПП «Брусничное» за полчаса уладили все формальности. И вот мы в Финляндии. Ехать на Нордкап через Финляндию можно тремя путями. Первый, самый популярный, лежит через западную часть страны, вдоль Ботнического залива. Второй, самый короткий, - через центральную Финляндию. И третий, самый тихий, - вдоль границы с Карелией. Здесь проходит так называемая «Музейная дорога», первая дорога с твердым покрытием с юга на север страны. Первая-то она первая, но покрытие до сих пор идеальное. Ее мы и выбрали. Поэтому, выехав после границы на основную трассу, мы повернули направо, на Иматру. Через семь километров после поворота находится форелевая ферма, где можно порыбачить, а улов вам приготовят тут же в каменных печах. Здесь же расположен Парк домашних животных, интересный, в первую очередь, детям. В самой Иматре заслуживает внимания эффектное зрелище открытия шлюзов Иматрской ГЭС. Но расписание этого действа лучше уточнить заранее.

Двинулись дальше по «Музейной дороге». Места живописные, кругом озера, поля, сосны. Чистота невероятная. Машин нет, людей нет. Жаль, скорость ограничена 90 км/ч. Несмотря на безлюдность, дорога оборудована как полагается: каждые десять километров стоянки, где можно передохнуть и устроить маленький пикничок. Примечательно, что и здесь чисто: для мусора стоят специальные баки, которые регулярно заменяются. В изредка встречающихся деревушках есть коттеджи, где можно переночевать. Однако, несмотря на обилие оборудованных стоянок, найти место для «дикой» стоянки с палаткой довольно проблематично. Зато можно ночевать в машине. Одним словом, не спеша, с несколькими ночевками мы добрались-таки до Нордкапа.

Нордкап в конце туннеля

Часть суши, на которой находится Нордкап, окружена водой. Она, по идее, должна называться островом, но норвежцы упорно стоят на том, что это материк. На самом деле самая северная точка материка - мыс Книфшероден, расположенный в 180 метрах от Нордкапа. Но к нему нет автомобильного подъезда, а по тропинке среди скал нужно идти около трех километров. Раньше на Нордкап ходил паром, но несколько лет назад был сделан туннель. Поездка по этому туннелю произвела на нас едва ли не большее впечатление, чем сам Нордкап. Представьте, что вы въезжаете на машине в метро и начинаете спускаться по темному эскалатору. И так в течение 3,5 километров со скоростью 80 км/ч в плотном потоке машин, не видя света в конце туннеля, а потом еще 3,5 километра вверх. Нижняя точка этой подземной переправы находится в 212 метрах ниже уровня моря. Кроме автомобилей, по туннелю едут велосипеды и идут пешеходы. Въезд платный - 30 долларов с машины. Самое интересное, что на обратном пути опять надо платить.

После туннеля въезжаем в Хоннингсвог - один из самых северных городов мира. Это последний населенный пункт перед Нордкапом. Здесь же расположен порт, куда пассажирские суда привозят туристов.

Оставшиеся 35 километров дорога - узкая, без ограждений - идет вверх. То справа, то слева трехсотметровые пропасти. Часты густые туманы. За въезд на сам Нордкап просят еще 30 долларов, но уже с человека. В эту стоимость входит посещение всего культурно-развлекательного комплекса. Здесь находится и музей, и отель, и компьютерный кинотеатр (наподобие «Трансфорс» в ТЦ «Норд» в Питере), кафе, рестораны, сувенирные лавки, различные памятники и, конечно же, сам символ Нордкапа - глобус, к которому все туристы считают своим долгом прикоснуться.

Туристов множество. Большинство немцы. Многие прибывают на караванах. Приезжают же сюда, разумеется, не за сувенирами. С огромной скалы-площадки высотой в 300 метров над уровнем моря открывается фантастический вид. Но самое главное - это солнце, которое, опускаясь, лишь слегка касается горизонта и тут же начинает свой восход… А мы решили продолжить свой путь и посмотреть многочисленные норвежские фьорды, заодно заглянув и в соседнюю Швецию.

Православная церковь у полярного круга

Въехав в Швецию, мы с удивлением обнаружили, что суровая природа закончилась. Начались залитые солнцем луга и поля. Проезжали город Кируна, где есть действующая деревянная церковь, сделанная без единого гвоздя. Заночевать нам довелось неподалеку от небольшого городка (3000 жителей) под названием Оверкаликс. Утром, не застав хозяев дома, оставили ключ прямо на крыльце. Приехав в сам город, мы с удивлением обнаружили указатель, на котором по-английски было написано «Orthodox church» (Православная церковь).

Табличка эта была не единственной, и очень скоро мы добрались до небольшой деревянной православной церкви, расположенной в километре от города. Двери храма и приходского дома были открыты, но внутри мы никого не увидели. Внутри нас поразили чистота и порядок, шведская аккуратность чувствовалась во всем. Уже впоследствии мы узнали у местных жителей, что эту Преображенскую церковь построил рядом со своим домом Бенгт Похьонен - шведский диссидент и писатель, бывший лютеранский пастор, принявший Православие и ставший священником. Нужно признаться, что храм этот, построенный в шведской глуши, неподалеку от Полярного круга, произвел на нас едва ли не большее впечатление, чем сам Нордкап. Из Оверкаликса мы быстро и без приключений добрались до Петербурга. И вот что интересно: за всю поездку мы встретили только одну машину с русскими номерами!

Нордкап (Nordkapp)