«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 9, 2007 год

Академики и Церковь нашли общий язык


Нужно ли вводить в российских школах Закон Божий? Действительно ли можно говорить о неоправданном вмешательстве Церкви в дела государства? Эти вопросы 8 августа обсуждали в петербургском пресс-центре информационного агентства «Росбалт».

В конце июля группа российских ученых направила открытое письмо президенту Путину. Подписи под ним поставили видные деятели науки, в том числе лауреаты Нобелевской премии физики Жорес Алферов и Виталий Гинзбург, на что автоматически отреагировали СМИ, - превратив «письмо академиков» в один из самых популярных сюжетов этого лета. В обращении ученые возмущаются «все возрастающей клерикализацией российского общества» и «активным проникновением Церкви во все сферы общественной жизни». По их мнению, Русская Православная Церковь всеми средствами пытается навязать обществу религиозность.

Конкретные претензии, озвученные в письме, следующие. Во-первых, по мнению авторов послания, Русская Православная Церковь активно внедряется в сферу государственного образования, в частности, пытается «протащить» теологию в Высшую аттестационную комиссию и придать ей статус научной дисциплины, что противоречит истине, так как «любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой… Вообще-то все достижения современной мировой науки базируются на материалистическом видении мира. Ничего иного в современной науке просто нет», - утверждают академики. По поводу религиозного образования в средней школе позиция заявлена еще более жестко: «под видом «Основ православной культуры» нам пытаются ввести (и вновь в обход Конституции) «Закон Божий».

Во-вторых, по мнению академиков, Церковь уже внедрилась в вооруженные силы и в общественную жизнь. С возмущением они пишут о том, что СМИ «рекламируют религиозные церемонии окропления новой боевой техники» и регулярно запечатлевают священников в кругу «высокопоставленных представителей власти».

Встреча сторон «лицом к лицу» во многом прояснила ситуацию. В Петербурге и Москве 8 августа одновременно прошли два похожих «круглых стола» с участием авторов письма и представителей «обвиняемой» стороны - Русской Православной Церкви. Тема петербургской встречи была обозначена как «Дело» академика Гинзбурга: российские ученые против клерикалов». На роли принципиальных оппонентов пригласили, с одной стороны, подписанта обращения Евгения Александрова, доктора физико-математических наук, академика, а с другой - протоиерея Александра Сорокина, председателя Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии. Еще одним представителем Церкви в президиуме был сотрудник епархиального Отдела по делам молодежи Сергей Волобуев. Остальные спикеры - ученые, журналисты, политики - были призваны озвучить позицию светского сообщества.

Однако запланированная «битва» клерикалов с атеистами не состоялась. Ни академик, ни священник не стали призывать соратников на баррикады: «Мы не рассчитывали на какой-то резонанс. Мы просто озвучили собственную позицию, - заверил собравшихся Евгений Александров. - Лично я не верю, что из этого конфликта что-то серьезное может выйти». Протоиерей Александр Сорокин также не выразил желания «воевать» с учеными. Он сообщил, что считает появление «письма академиков» вполне естественной реакцией на усиление позиций Церкви в стране, связанное не с поддержкой государства, а с «новой волной интереса к Церкви со стороны российского общества, - более глубокого интереса по сравнению с началом 90-х годов… Превращение Церкви в идеологическую составляющую государственного аппарата - это очень опасно, и в самой Церкви многие этого очень не хотят», - заверил оппонентов отец Александр.

Практически все выступавшие были единодушны в мнении, что превращение Церкви в «идеологическую» надстройку госаппарата недопустимо. Более того, представители Церкви сообщили, что не претендуют на монополию ни в общественной жизни, ни в культуре: «В нашем многосоставном обществе невозможно доминирование какой-либо одной мировоззренческой системы. Естественнонаучное знание и знание богословское, в основе которого лежит духовный опыт, имеют равное право на существование», - сказал «клерикал» Сергей Волобуев. В то же время, как заметил священник Владимир Хулап, референт петербургского филиала Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), инициатива участия Церкви в общественной жизни сегодня исходит не столько от самой Церкви, сколько от светских организаций: «Представителей епархии постоянно приглашают на различные светские мероприятия, и при этом многие из них мы оставляем без ответа, так как у нас нет такого количества сотрудников, чтобы их всюду посылать». По поводу проникновения Церкви в армию «клерикалы» также представили сдержанную позицию: «С одной стороны, Церковь всегда учит патриотизму, и защиту Родины считает священной обязанностью православного христианина, но с другой - освящение оружия, особенно массового поражения, лично для меня - это вопрос», - сказал протоиерей Александр Сорокин.

Выраженное столкновение взглядов было заметно лишь при обсуждении участия Церкви в системе государственного образования. В частности, возможного введения курса «Основ православной культуры» в российских школах.

Так, Светлана Забеляева, председатель петербургского отделения политической партии «Гражданская Сила», огласила официальное обращение своей организации: «Мы считаем, что навязывание - именно навязывание в форме откровенной пропаганды - людям догм сегодня отравляет общественный климат, а не создает условие для духовности».

В похожем ключе выступил и ответственный секретарь петербургского отделения Российского общественного молодежного движения «Оборона» Дмитрий Избицкий: «Я негативно отношусь к попытке проникновения Церкви в систему государственного образования. Вместо преодоления духовного кризиса введение нового предмета обрекает россиян на духовный раскол», - сообщил он и рассказал о случаях протестов верующих неправославных конфессий и атеистов против введения основ православной культуры в школах Брянской, Калужской и Смоленской областей.

Но и здесь острой полемики не получилось. Протоиерей Александр Сорокин также высказался против «навязывания» веры и подчеркнул, что «речь может идти о культурологическом предмете. У истоков российской культуры в любом случае стоит Православие, и такой предмет нужен. Но, конечно, он не должен преподаваться в той форме, в которой преподавался Закон Божий в России до 1917-го года - к чему это может привести, хорошо известно. Я считаю, что именно навязывание Церкви обществу стало одной из многих причин революции», - сказал отец Александр.

Перспективу для продолжения диалога обозначила Марианна Шахнович, заведующая кафедрой религиоведения философского факультета СПбГУ: «Пора перейти от споров о формальных вещах к содержательному разговору. Например, о том, как обеспечить социальный статус выпускникам духовных учебных заведений, дипломы которых на сегодняшний день не признаются большинством госучреждений. А то сейчас у нас доктор теологии даже библиотекарем не может устроиться».

Анастасия Коскелло