«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 9, 2007 год

Сердце милующее

Николаевский Борис, прот. Духовные беседы.

Николаевский Борис, прот. Духовные беседы. Изд. 2-е, испр. Сост. С.Н. Корытин, Н.Б. Егорова. - СПб: Русская симфония, 2007. - 360 с. с илл. Тираж 1000 экз.

«Меня эта книга… настигла, - сказал мне один молодой священник. - Вроде бы ничего особенного, никаких богословских глубин и откровений, но… Я об отце Борисе с тех пор всегда молюсь».

Борис Николаевский (1884-1954), по его собственным словам, «мечтал, добивался, стремился стать врачом». А стал - отцом Борисом, четырнадцатым священником в роду. В Первую мировую был полковым священником. В 1917м митрополитом Вениамином назначен настоятелем храма свт. Иоасафа Белгородского в Парголове. В 1933м арестован и сослан. Через 13 лет вернулся в Ленинград. Назначен в Свято-Троицкий храм в Лесном, где и служил до конца жизни. Даже не настоятелем, а обычным чередным священником… Вот и весь «послужной список». Но дадим слово его чадам:

«Зашла случайно в раскрытые двери храма, в это время батюшка вел исповедь. Встала как вкопанная, не могла сдвинуться с места. И вышла из храма верующей».

«Бывает, человек одарен каким-то одним талантом. Господь так щедро одарил батюшку столькими талантами! И дар молитвы, и дар слез, и дар слова, и дар вызывать покаяние. Все это он имел и нам давал, что ценно. С ним мы молились, с ним мы плакали, с ним мы каялись. Так, как было с ним, уже после него не было».

«Я была как-то вся съежена, и сердце мое было наглухо закрыто. И вот я попала на воскресную беседу батюшки отца Бориса. Когда я увидела его - небольшого роста, с белыми пушистыми волосами, с такими добрыми и ласковыми глазами, то всей душой сразу потянулась к нему».

Но этому же «добренькому, седенькому батюшке» принадлежат и такие слова: [враги наши] «у одного выкрадывают духовный смысл поста, который заключается в умном воздержании, и оставляют ему одни грибки, капусту, горох да сухарики с водичкой. … У другого выкрадывают глубокий духовный смысл черной одежды, черной рясы … и оставляют ему одну рясу. … У иного выкрадывают любовь к храму, к церковной молитве и оставляют душе одно внешнее стояние. … У других же они выкрадывают духовный смысл духовного сана, благоговение, страх, веру, выкрадывают благодать христианства и апостольства и оставляют им одно внешнее пышное служение».

Недаром прп. Серафим Вырицкий незадолго перед кончиной сказал своим чадам: «Теперь будете ходить к отцу Борису». Я думаю, и мы с вами тоже будем теперь… ходить к отцу Борису.

Людмила Масликова