«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 9, 2007 год

«Амаргедон»

Алексей Соколов
info@aquaviva.ru

Алексей СоколовПервоклашки с букетами, репортажи о школе по ТВ… Даже если у вас нет детей, а ваша собственная школа осталась где-то в далеком прошлом, в сентябре о ней обязательно вспомнишь. И хорошее, и плохое. Я, уж простите, скажу о плохом. Мне довелось сидеть за партой в то время, когда за школьным окном кипели безумные 90-е. Наша «районка» считалась среди других довольно успешной школой, потому как сумела не растерять основные кадры. И хотя проблем хватало, мы, дети, продолжали учиться физике, математике, биологии… Вот только кроме них были еще история с литературой.

- Ну, тут много про Маркса с Лениным, эту страницу вы пропустите, - руководил чтением педагог. Новые учебники только начали появляться. Рождались они так же тяжко, как и новый взгляд на мир.

Подобно любому старшекласснику, я пытался как-то блеснуть в текстах своих сочинений и однажды здорово поплатился. Учительница переправила мое слово «Армагеддон» на «Амаргедон» и поставила минус. Ничего странного, ведь она слышала его только пару раз, да и то по телевизору. Тогда я впервые ощутил, как кровоточит дыра в нашем гуманитарном образовании. Слишком долго из него с мясом вырезали все, что говорило о влиянии религии на культуру, наспех сшивая разрезы белыми нитками марксистской теории. О писателе Шмелеве мы не знали вообще, от писателя Лескова нам оставили только «Левшу». От Византии - абзац в учебнике, от девятнадцатого века - одних только народовольцев.

- До революции Церковь сжигала ученых на кострах, но большевики пресекли эту порочную практику, - пошутил в 80-е преподаватель одного вуза. Все законспектировали, и кто-то, видимо, поверил.

Эта не проблема религии - это проблема школы, которая у нас от Церкви отделена. Вот только без истории Церкви, без православной культуры нашему образованию не обойтись. Правда, преподавать их надо не школьникам, а учителям.

- Рерихи и Блаватская были православными, но вобрали все лучшее и из других религий, - говорила одна наша учительница. - Были бы у нас уроки по Православию, - я бы про Рерихов вам рассказала.

Если ей дать учебник по ОПК (основам православной культуры), она отодвинет его в сторону, а вместо рассказа об истории Церкви начнет проповедовать. Причем отнюдь не христианство. Вспомните свою школу, и вы поймете, как трудно будет влить молодое вино новых знаний в ветхие мехи нашего образования. Но сидеть сложа руки теперь тоже поздно.

С плохим преподаванием ОПК или совсем без него - мы опять теряем целое поколение.