«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 9, 2007 год

Раздутое письмо

Василий Селиверстов
vred@aquaviva.ru

Василий Селиверстов Обращение академиков к президенту уже успело набить оскомину - так часто оно становилось предметом публичных, да и частных дискуссий. Но я не собираюсь становиться добровольным, а точнее незваным, адвокатом Церкви или принимать сторону ученых мужей. Гораздо интереснее взглянуть на проблему взглядом стороннего наблюдателя. И сразу бросается в глаза отсутствие… достойного повода для дискуссии. Продираясь сквозь дебри всемирной паутины, наткнуться на собственно письмо академиков мне удалось не с первой и даже не со второй попытки. Статьи в СМИ, телевизионные дискуссии - все это строилось на вырванных из контекста фразах, а отнюдь не на самом тексте письма. А дело, как мне кажется, в том, что письмо это оказалось всего-навсего удобным предлогом поспекулировать на избитой и давно уже умными людьми исчерпанной теме «антагонизма» религии и науки.

Мне повезло: я письмо прочитал. И сразу потерял к нему интерес. Написано оно торопливо, не очень уважительно к оппонентам и как-то уж слишком неглубоко. Хотя с некоторыми доводами я готов согласиться. Например, о недопустимости подмены научного знания верой. Но вот почему не признать теологию наукой - я понять не могу. Тем более, что никакой опасности для академиков-атеистов современная теология не представляет, совершенно не претендуя на оспаривание теории суперструн или энтропии. Так же как, например, пушкиноведение. Я уж не говорю о том, что неловко как-то в ХХI веке быть воинствующим материалистом. Не просто материалистом, а именно «воинствующим». Сегодня, когда все так зыбко и относительно, что даже Земля вопреки глобусу оказывается приплюснутой с полюсов.

Другой вопрос, что проблема отношений Церкви и государства чрезвычайно актуальна. Особенно когда наше христианское сознание усыплено отсутствием гонений и комфортными условиями для духовного роста. Правда, усилия на поиски пути спасения и достижения святости мы c гораздо большим энтузиазмом тратим на доказывание своей, а отнюдь не Христовой истины. Вообще, самое неприятное в истории с этим несчастным письмом - это деление на «своих» и «чужих». Ведь ежедневно публикуются сотни открытых писем. И подписывают их не менее уважаемые люди. Но в них люди то требуют спасти от разрушения театр, то протестуют против выселения музея или обращают внимание общественности и власти на социальную несправедливость. Ну что тут скажешь? А с обращением академиков все ясно: вот мы, а вон они. И с обоих сторон летят увесистые камни.

А вот слова апостола Иоанна: «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4, 11).