«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 9, 2007 год

Оглашенные и верные

Первая часть Литургии называется Литургией оглашенных. Оглашенные (по-гречески «катихумены» - назидаемые, наставляемые в истинах веры) - это люди, которые готовятся ко Крещению. В древности такая подготовка - оглашение - могла длиться более года. Она состояла из обучения новообращаемых основным постулатам веры и в постепенном введении их в литургическую жизнь Церкви.

Крещение совершалось только в самые большие церковные праздники, такие как Пасха, Рождество Христово, Богоявление. В эти праздники и доныне Трисвятое (ангельская песнь «Святый Боже…») на Литургии заменяется пением выразительного крещального гимна, взятого из послания апостола Павла к Галатам: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», по-русски: «Вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27).

Таким образом, Крещение становилось не просто персональным таинством крещаемых, но и событием для всей Церкви, представленной конкретной общиной. Воцерковление же, таким образом, было не личным делом новокрещеных, но действительным актом присоединения к общине новых членов, засвидетельствованным всем собранием народа Божия. Одетые в белые одежды, новокрещеные первыми приступали к Причастию Тела и Крови Христовых, до которого не допускались, будучи оглашаемыми.

После проникновения христианства во все слои римского (византийского) общества оглашение почти исчезло, поскольку крестить стали преимущественно младенцев. Несмотря на исчезновение института оглашения из повседневной жизни, в богослужении сохранились, но как бы «законсервировались» практически все соответствующие и необходимые для этого литургические акты.

Первая половина Литургии и по сей день называется Литургией оглашенных, напоминая тем самым, что она предназначается для тех, кто, еще не будучи членами Церкви, готовится ими стать. Это, конечно, не исключает участия в ней и верных, то есть крещеных, тогда как во второй части Литургии - Литургии верных - оглашаемые участвовать не могли, ибо она предназначена лишь для действительных членов Церкви, «верных», могущих приступать ко Святой Чаше.

К сохранившимся отличительным признакам Литургии оглашенных следует отнести и ектению об оглашенных, завершающую Литургию оглашенных и отделяющую ее от Литургии верных. По окончании этой ектении произносятся слова: «…оглашенные изыдите…», подтверждающие, что только члены Церкви могут участвовать в дальнейших евхаристических действиях.

С начала ХХ века велись дискуссии о том, чтобы исключить ектению об оглашенных из чина Литургии, поскольку в нашей Церкви и до, и после революции (хотя и по разным причинам) преобладала практика крещения в младенческом возрасте. В некоторых поместных Церквах, например, греческой, эта ектения часто опускалась и опускается сейчас во многих приходских храмах.

Однако в России, несмотря на многовековое отсутствие института оглашения, Литургия не лишилась своей «огласительной» части. 1990-е годы принесли России радостные перемены. В храмы стали приходить взрослые верующие, и возобновление процесса подготовки к Крещению снова стало актуальным.

Ектении об оглашенных предшествует сугубая ектения. Кстати, великая ектения в древности находилась не на своем нынешнем месте, в начале службы, а читалась после входа с Евангелием и даже носила название «ектении Трисвятого». Позднее, когда в начале Литургии стали звучать антифоны, великая ектения была поставлена на свое нынешнее место. И сугубая («усиленная»), и великая ектении являются неотъемлемой частью каждой церковной службы: великая обычно открывает богослужение, а сугубая его завершает. В наши дни различие между этими молениями почти исчезло: и та, и другая ектении состоят из очень похожих, иногда одних и тех же прошений. В изначальном же замысле эти моления составлялись с различными целями. В великой ектении молитва раскрывается как «общее дело» всей Церкви, которая в своем вселенском масштабе объединяет всех, «отложивших» свою «житейскую печаль», тогда как в сугубой ектении Церковь сосредотачивает свою молитву на частных, личных нуждах каждого конкретного человека (с этим, например, связано перечисление имен на этой ектении).

По окончании ектении об оглашенных следуют две кратких ектении верных, начинающих Литургию верных. В это время предстоятель разворачивает на престоле антиминс («вместостолие», греч.) - прямоугольный плат с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб и с подписью правящего архиерея данной епархии. В Русской Православной Церкви в антиминсы вшиваются частицы мощей святых (у греков мощи вставляются в сам престол). Епископская подпись на антиминсе свидетельствует их подлинность и означает «делегирование» пресвитерам права совершать Евхаристию. Когда священник разворачивает антиминс, приготовляя его к приношению евхаристической жертвы, престол становится единым престолом Церкви Божией, трапезой Тайной Вечери, местом присутствия и пришествия Христа, в Котором все мы соединяемся в Тело Христово, в Котором все разделения объединены целым, и Которым подается дар и благодать новой целостной жизни.

Текст: Дмитрий Фунтусов
Фото: Юрий Костыгов