«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 8, 2007 год

Единственное чудо

Прот. Георгий Поляков

На улице Ушинского есть торговый центр: потрепанный двухэтажный советского вида магазин, на втором этаже которого - ни прилавков, ни витрин, да и продавца тут не встретишь. А раздают в этом необычном универсаме Хлеб Небесный. Потому что здесь уже более 10 лет находится храм святого Димитрия Солунского. Ни в одной церкви не доводилось мне видеть столько растений, стоящих на полу, на полочках, столах, в алтаре. Настоятель этого храма и по совместительству садовник в этом церковном саду - протоиерей Георгий Поляков. А неподалеку от магазина на пересечении Гражданского и Луначарского проспектов уже почти четыре года под руководством отца Георгия строится храм Сретения Господня. Этот собор должен стать одним из самых больших в городе: вместе с крестами его высота будет 44 метра. О себе и своем духовном пути, о церкви в универсаме и постройке нового храма, о планах на будущее, о радостях и огорчениях священника, о главном в Православии и многом другом рассказывает нам протоиерей Георгий Поляков.

Ирина Левина
корреспондент

Интерьер храма святого Димитрия Солунского на улице Ушинского
Интерьер храма святого Димитрия Солунского на улице Ушинского
Протоиерей Георгий Поляков: «Однажды я увидел во время службы, как стоят старушки-блокадницы на коленях, и мне стало их так жалко… Я понял, что если перейду из Казанского собора в этот магазин, этого в городе никто не заметит. Но ведь с бабушками должен быть кто-то, посвятить им свою жизнь!»

Жизненный путь отца Георгия складывался непросто. Он родился в Мариуполе, рано остался без отца. Отчим невзлюбил его, бывало бил, возмущался тем, что мама водила мальчика в храм. Отец Георгий вспоминает, что в то время он не читал Евангелие, многого не знал о Православии, но его поразило тепло любящего сердца священника. Люди в деревенской церкви были очень просты, и мальчик, общаясь с ними, получил опыт действенной любви, тепла, участия в жизни ближнего. И вот двадцатитрехлетним юношей, уже успевшим закончить кулинарное училище, Консерваторию по классу баяна и отслужить в армии в секретных войсках, он всерьез задумал стать священником. Но чувствовал при этом, что его сердце словно рвется пополам…

- Отец Георгий, легко ли вам было принять это решение - стать служителем Церкви?

- В тот момент меня словно разрезали. Я очень мучался: часть меня рвалась в мир, часть - в храм. Мне Господь дал удивительного наставника, который сказал: «Это тебя Бог зовет, но выбор за тобой». Я принял решение и поехал в Горловку к благочинному. Он спросил: «Вы хотите у нас остаться?» Я сказал: «Да». Так я ушел из дома в 23 года, в кармане у меня было 2 рубля 20 копеек, военный билет, с собой - одна смена белья. И до сих пор я ни разу не был дома.

- Вы сразу поступили в семинарию?

- В первый раз я не поступил в Московскую семинарию, но Бог дал подружиться с Юрой, будущим владыкой Арсением, правой рукой нашего патриарха. Через год я поступил в Одесскую семинарию. Много лет я просил Бога: «Господи, забери у меня красоту, достаток, сократи мою жизнь, все, что можно у человека взять - возьми, но дай мне дар слова. Я так хочу говорить о Тебе, Господи!» Я отучился два года в семинарии, и пришло время моей первой проповеди. А тогда были такие правила: проповедь должна была звучать 50 секунд, она заранее готовилась, просматривалась, и отклоняться от написанного хоть на йоту запрещалось. Нельзя было упоминать имя Иоанна Кронштадтского, говорить о нищих (разве в Советском Союзе могут быть нищие!), множество тем были просто закрыты. Но когда я вышел в первый раз проповедовать - это был экспромт, и длился он 10 минут, что было в то время почти революцией. И после этого, конечно, начались притеснения…

- Что происходило в вашей жизни дальше?

- Я закончил Одесскую семинарию с отличием. У меня было очень сильное желание учиться и познавать Бога, и я поехал поступать в Духовную академию в Москву, но не поступил и очень расстроился. Решил съездить к отцу Серафиму Тяпочкину, его впоследствии канонизировали. Я приехал в пол четвертого утра и встал к нему под дверь. Шел дождь, дул ветер, люди прятались по машинам, я стоял. В то время народ к нему по полгода в очереди ждал, и я был готов стоять до последнего. Днем отец Серафим вышел, его поддерживали под руки, ему было уже 92 года. Я встал на колени, взял благословение и начал плакать. У меня была цель - ни о чем его не спрашивать, а просто увидеть святого человека, который сумел все пройти и сохранить любовь к Богу и к людям. Он взял меня за руку, поднял и говорит: «Георгий, я вас приму». Я был потрясен! Мы с ним долго беседовали, я неделю у него жил. И перед отъездом он взял меня за руки, и я у него спросил: «Отец Серафим, у меня есть глубокое желание учиться. Смогу ли я?» Он очень долго молчал, у меня даже руки затекли, он молился с закрытыми глазами, потом вздохнул и сказал: «Вы поступите, вы будете учиться». Я долгое время не мог понять, почему он так долго молчал…

- И почему?

- Я и второй раз не поступил в академию. Ко мне пришли люди в штатском и сказали: «Без нас ты не поступишь». Но я попытался и в третий раз. Потом поехал в Ленинград - поступал в четвертый, в пятый, в шестой, в седьмой… Когда я подавал документы восьмой раз, меня уже знали и спросили: «Если вы снова не поступите, приедете еще?» Я говорю: «Да, приеду, пешком приду». Мой давний друг Юра познакомил меня с митрополитом Алексием, и владыка, узнав, что я восемь лет жизни на поступление потратил и собираюсь продолжать в том же духе, очень удивился моему горячему желанию учиться. Он взял салфетку и фломастером написал на ней рекомендацию отцу Владимиру Сорокину, который тогда был ректором Духовной академии. Отец Владимир не сразу поверил такой «салфеточной рекомендации». Я вышел от него, стоял в коридоре и плакал. Потом встретил Юру и рассказал ему, что произошло. И вдруг владыка звонит отцу Владимиру и просит принести рекомендацию Полякова, которую, дескать, «на салфеточке написал»!.. В конце концов, с восьмой попытки я поступил, начал учиться в академии и жить в Ленинграде. Меня поразила красота города, я понял, что уехать отсюда просто невозможно…

- Отец Георгий, у вас есть семья?

- Семейная жизнь - то, чем мне пришлось пожертвовать на своем пути. У меня были знакомые, но не каждая девушка была готова связать свою жизнь с человеком, который не может гарантировать никакого будущего. К тому же после рукоположения мне дали всего два дня, чтобы решить эту проблему. Что я мог сделать за это время? Только молиться… Так меня рукоположили в целибатного священника. Это произошло почти сразу после окончания Духовной академии в 1992 году, после чего меня направили служить в недавно возвращенный Церкви Казанский собор.

- Вы так долго шли к тому, чтобы стать священником. И вот, наконец, это произошло. Что вы чувствовали в тот момент?

- Наступило мгновение счастья - я мог совершать Евхаристию, стоять перед Престолом и чувствовать, что есть только Бог и я, и за мной народ. Это потрясающее ощущение всеприсутствия Бога, когда ты духовно предстоишь перед Ним. Как говорит отец Иоанн Кронштадтский: ощущение Неба на земле. Мне казалось, что в тот момент я словно оказывался в каком-то другом измерении… Прошло время, я технически все освоил, научился говорить проповедь, к тому времени в Казанском стало много прихожан. И вот настоятель собора, отец Павел Красноцветов сказал, что в храм при торговом центре требуется священник. Туда уже направляли нескольких, но все они рано или поздно бросали приход. Когда я пришел и отслужил первую службу, то был поражен: нет ни света, ни людей, ни икон… Неужели здесь можно служить после Казанского?! Три месяца я колебался, не мог решиться.

Я боялся не духовного подвига, а бытовых проблем. Ведь храм - это большое хозяйство: свечи, просфоры, вино, деньги, зарплаты… Я могу за ночь написать статью, но хозяйничать… Постепенно приход стал увеличиваться, и однажды я увидел во время службы, как стоят старушки-блокадницы на коленях, и мне стало их так жалко… Я понял, что если перейду из Казанского собора в этот магазин, этого в городе никто не заметит. Но ведь с бабушками должен быть кто-то, посвятить им свою жизнь! И если я тоже уйду с этого прихода, то покажу свою слабость и перестану иметь силу слова, силу духовного пастырства! Фактически это был мой экзамен. Я всю жизнь мечтал побывать в Колизее, чтобы испытать то, что чувствовали ранние христиане, и этим Колизеем для меня оказался мой приход! Так я решил здесь остаться.

- Почти десять лет вы служите в этом храме, за это время многое изменилось - и прихожан почти триста человек, и новый Сретенский собор почти достроен. Расскажите, как это удалось сделать?

- Во время служения в Казанском я познакомился с бизнесменом, он сказал мне: «Подними мне приход в магазине на Ушинского, а я буду строить новый большой храм». Я ответил, что в строительстве ничего не понимаю, могу только служить. Прошло время, прихожан стало больше, появился отличный хор, в храме стало уютно. Вскоре тот бизнесмен запил и серьезно заболел. Я его останавливал, причем мне приходилось делать это осторожно, поскольку помещение магазина, в котором находится наш храм, принадлежало ему, и он мог нас просто выкинуть. Я-то священник, могу другой приход найти, а люди?.. В тот момент оказалось, что землю, которая предназначалась под строительство нового храма, у нас могут забрать, на нее начали претендовать другие. И я понял, что если не попробую взять ситуацию в свои руки, то просто перестану себя уважать. Я встретился с этим бизнесменом, поговорил и попросил перевести все на мое имя. И он согласился… Как я, простой священник, вместе с помощником Дмитрием Лушниковым, преподавателем Духовной академии, - мог взяться за такое масштабное строительство? Бог дал нам в помощь много удивительных людей. Однажды пришел бизнесмен Игорь и сказал, что хотел бы помогать в строительстве, потом появился очень хороший инженер, талантливые строители. Самое удивительное, что наш храм действительно строится исключительно на пожертвования - большие и малые. В настоящее время храм Сретения уже почти достроен, сейчас делается купол, подводятся коммуникации, а потом собор начнут расписывать.

- Думая о будущем храма, о чем вы мечтаете?

- Я бы хотел, чтобы в соборе каждый день шли службы, на первом этаже был конференц-зал, где преподаватели Духовной академии читали бы лекции, устраивались просмотры православных фильмов. Мечтаю, чтобы мы выпускали хороший богословский журнал, у нас был бы свой сайт, библиотека, читальный зал, воскресная школа, большой книжный магазин при храме. Еще было бы хорошо устроить медицинский центр, в котором прихожане могли бы получать консультации. Еще задумка - открыть бесплатную приходскую паломническую службу. Надо будет освоить территорию вокруг храма, она у нас 1,5 гектара, разбить парк, сделать фонтаны, чтобы люди могли приходить семьями, отдыхать. Конечно, на все это нужны деньги, но я уверен, что этот вопрос решится, если уж храм такой большой построили…

- Отец Георгий, что в священническом служении приносит вам наибольшую радость, а что огорчает?

- Радость приносит цель. Я ни разу не служил Литургию без чувства предстояния Живому Богу. Ведь можно все правильно исполнять, но этого ощущения не будет. Для меня словно время останавливается в момент службы, и проповедь часто рождается экспромтом. Способность священника произносить проповедь, на мой взгляд, зависит от степени его литургической зрелости, от опыта духовного и жизненного. Настоящую проповедь заучить нельзя.

Огорчает, когда я знаю, что человеку нужно, но не могу достучаться до него. Часто люди заслоняются ритуалами, жестами и не хотят слушать. Внешнее - это удобно и просто. Но вера достигается не через богословие, книги или духовника, - ее можно только выстрадать. Должна произойти реальная встреча человека и Бога. Как этого достичь? Жизнью, несением своего креста вслед за Господом. Если эта встреча произошла, то все меняется. Цель духовной жизни человека - богообщение, ощущение Царствия Небесного здесь и сейчас. Тайна Церкви и Христа не только в человеческом факторе, но и в мистической жизни. Да, дьявол искушает, мир соблазняет, но надо суметь и через свою немощь идти за Богом, чем-то жертвовать. Вера и духовная жизнь - очень кропотливый труд, нужно уметь пережить состояние умирания и вновь рождения, как говорил Христос Никодиму. Сейчас люди порой бегают от чуда до чуда, от мощей к мощам. А единственное чудо - то, которое испытал Савл по дороге в Дамаск - реальная встреча с Богом. Это самое великое чудо!

Духовная жизнь должна быть не на уровне сентиментальностей, это труд. Каждый день для человека становится жизнью в Колизее, и одна отдушина, одно спасение - Христос! Чудеса и мощи нужны, но они должны возжигать человека для достижения личной встречи с Богом. Если это не так, то все теряет смысл. Порой ритуалы могут сбивать человека с пути, ведь такое случалось в ветхозаветные времена. Христа распяли глубоковерующие образованные люди. Вот парадокс: в Бога веровали, а Христа распяли…

- Как отличить истинный духовный путь от ложного?

- Как определить - реальная или ложная святость? Это удивительно просто. Первые слова Христа и Иоанна Крестителя - «покайтесь». Когда человек действительно идет за Богом, то в свете божественной благодати освещаются его пороки. А человек, идущий по пути ложной святости, не видит своих грехов, но уже претендует на некий пьедестал. Ложная святость была у евангельского фарисея: когда человек идет по неверному пути, он начинает учить других до такой степени, что заслоняет собой Бога. Это страшно. А истинная святость всегда связана с покаянием.

Строящийся храм Сретения Господня на углу Гражданского и Луначарского проспектов
Строящийся храм Сретения Господня на углу Гражданского и Луначарского проспектов
Этот храм станет одним из самых больших в городе. Но его назначение - не просто быть архитектурной доминантой района. В соборе каждый день будут идти богослужения, планируется устроить зал для проведения лекций, библиотеку с читальным залом, воскресную школу, большой книжный магазин и многое другое.