Василий Селиверстов
vred@aquaviva.ru
В начале июля православные предприниматели Петербурга заявили о своем решении поддержать «социально ответственный» бизнес. Сделать это они намерены с помощью специальной программы, цель которой - «привлечь внимание прихожан к тем предпринимателям, которые занимаются полезной и необходимой для России деятельностью». Непонятно лишь кто и по каким критериям будет оценивать «полезность» и «необходимость». И чтобы получить дополнительную PR или даже рекламную поддержку, а ведь именно об этом, судя по всему, идет речь, нужно ли быть «православным» или достаточно просто помогать, например, сиротам? Да и как быть с новозаветным: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6, 3)?
Если разобраться, само словосочетание «социально ответственный бизнес», пусть и появилось в нашей речи не так давно, уже успело приобрести желтоватый налет неискренности. Особенно цинично ведут себя в этом смысле транснациональные корпорации. Например, все мировые производители сигарет обязательно расходуют часть прибыли на борьбу с подростковым курением и даже курением вообще. Уже в одном этом парадокс «ответственности». Но однажды, общаясь с менеджерами одной из ТНК, я узнал, что хотя борьба с подростковым курением всегда в списке приоритетов, на деле внутренние инструкции запрещают корпорации заниматься этим вопросом всерьез и предписывают избегать участия в медицинских программах (даже в организации кабинетов детских психологов). Никакого другого объяснения, кроме того, что детское курение в России приносит хороший доход, я для себя не нашел. Конечно, этот пример скорее исключение. И в основном компании, если и тратят деньги на «ответственность», делают это искренне. Хотя складывается впечатление, что зачастую искренность бизнеса напрямую зависит от его масштабов. Взять хотя бы «Газпром», формально безукоризненный в смысле соответствия термину «социальная ответственность», но с этой стороны совершенно неизвестный, а знаменитый настойчивой демонстрацией всему миру своего «комплекса» вавилонской башни. Проблема «социальной ответственности» ради галочки существует еще и оттого, что у руководителей многих компаний нет ни времени, ни ресурсов, ни фантазии, чтобы эффективно участвовать в социальных проектах. Да что там, в конце концов, бизнес. Мы и сами, обеими руками поддерживая все благие начинания, личного участия в них, как правило, не принимаем. Ну чем и кому я могу быть полезен? Ответить на этот вопрос мне и многим другим возможно поможет биржа волонтерского труда, которую мы скоро планируем открыть на сайте журнала. Там можно будет найти применение своим силам и талантам или попросить о помощи. Пока бизнес медлит, чего сидеть сложа руки?