«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 7, 2007 год

Адам

Юрий Рубан
кандидат исторических наук,
кандидат богословия

Буквально «человек», от евр. адамб - «земля». Согласно Библии - первый на земле человек, непосредственно сотворенный Богом. Автор «Шестоднева» представляет Адама «венцом творения» и «царем» мира. Он появляется в шестой день для хранения и «обладания» ради него ранее сотворенной земли. При этом слово «Адам» понимается и как личное имя первого человека, и как нарицательное обозначение всего человечества («… плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею», - Быт. 1, 28). Согласно Григорию Нисскому, Адам - наименование «Всечеловека», потенциально содержавшего в себе всех людей. (Отсюда богословский параллелизм: Адам «Книги Бытия» - Первый Адам, или Ветхий Адам, а Иисус Христос, восприявший в Себя полноту человеческой природы, - Второй Адам, или Новый Адам) Человек в его духовной субстанции сотворен «по образу и подобию» Бога (Быт. 1, 27). В этом - сущность библейской антропологии. Образ Божий в человеке понимается реалистически - как повторение (но не тождество!) Первообраза, благодаря которому он воистину является «сыном Божиим» (см.: Лк. 3, 23-38). Образ Божий вложен в него как неустранимая основа его бытия; подобие (сходство) - то, что осуществляется человеком на основе этого образа, как задача его жизни.

Второе библейское повествование об Адаме (Быт. 2) подчеркивает исключительную роль человека в мироздании тем, что говорит о «пустоте» земли. Отсутствие растений означает, что мир не завершен и пуст без своего владыки. Человек появляется на «пустынной» земле, чтобы стать тружеником на ее просторах. В первую очередь Адам нарекает имена уже сотворенному, тем самым довершая дело самого Бога! (Согласно древневосточным представлениям, то, что не имеет имени, - реально не существует).

Адам создан и возведен на вершину мироздания из «праха земного», - т. е. тело его состоит из тех же элементов, что и окружающая природа, - о чем напоминает имя! (ср. лат. homo от humus - «земля»), - но лишь ему одному непосредственно Богом вложена разумная душа («дыхание жизни»). Появление Духа Божия в человеке означает «прорыв сознания» из мира коллективной природной необходимости в царство разумной индивидуальной свободы и фиксирует онтологический разрыв между животным миром и человеком. Здесь нет противоречия эволюционной теории: носителем души могло стать любое живое существо, уже развившееся в лоне природы до уровня, на котором оно стало достойным принять в себя образ Божий, т. е. стать собственно человеком. «До того как Бог вдул в Адама душу, он был подобен животному» (Серафим Саровский).

Место обитания Адама (первоначального человечества) - рай. Он - существо социальное, и его подруга Ева появляется как соучастник в «возделывании и хранении» мира. Получив бессмертие (Быт. 2, 9), люди находились в гармонии с собой (Быт. 2, 25) и окружающим миром; при этом они не могли посягать лишь на установленный Богом нравственный миропорядок, символизируемый «древом познания добра и зла» (2, 17). В течение своей жизни человек продолжает сохранять духовную связь с Творцом через послушание Его воле. При этом заповедь о древе познания нужна человеку для самоосуществления: он соединен с Богом отношением первичной и жизненной зависимости, которую его свобода должна выразить послушанием. Этот внутренний (а не внешний!) закон, начертанный в сердце человека (Рим. 2, 14 сл), - совесть, через которую Творец беседует со своим Творением, уравнивая его с Собой через дар абсолютной нравственной свободы.

Адам мог возрастать, осуществляя в себе подобие Божие, только силой любви и доверия. Преодолевая в себе свое «я» (замкнутость и ограниченность), выходя из себя в любви к Богу и подруге, он постепенно находил и познавал «самого себя». Именно против этой духовной цельности («целомудрия») были направлены силы зла, уже появившегося в мире, и им удалось расколоть (развратить») сознание еще не укрепившегося в активной любви человека, внести ложь в отношения между Богом и человеком и лишить гармонии социальный и природный мир. Это катастрофическое событие, определившее всю последующую историю человечества, называется в библейском богословии «грехопадением».

По изгнании из рая у Адама и Евы родились Каин, Авель и Сиф («он дарован»). Всего Адам прожил 930 лет, оставив многочисленное потомство (Быт. 5, 4-5).

История Адама и Евы - излюбленный источник сюжетов христианской живописи, начиная с настенных стенных росписей древнеримских катакомб, а также многочисленных апокрифических сказаний в еврейской, мусульманской и христианской литературе, в т. ч. древнерусской письменности и народной словесности.

Экстатические секты (движения) «адамитов», пытавшихся вернуться к чистоте и «невинности» отношений людей до грехопадения, возникали в христианстве до XV в.

Память А. в правосл. календаре - в «Неделю св. праотец» и «Неделю св. отец» (два ближайших воскресенья перед праздником Рождества Христова).

Литература

Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995;

Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977 (гл. «Унижение и достоинство человека»);

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987;

Максим Грек. Похвала Адаму первозданному//Буланин Д. Переводы и послания Максима Грека. Л., 1984;

Каган М. Д. Апокриф об А. и Еве// Словарь книжников и книжности Др. Руси. Вып. 2 (вторая пол. XIV-XVI в.). Часть 1: АК. Л., 1988. С. 47-51;

Барт К. Христос и Адам//Страницы: Журнал БиблейскоБогословского института св. ап. Андрея. N 1-2. М., 1996;

Журавский А. Представления о человеке в Коране и Новом Завете//Страницы: Журнал БиблейскоБогословского института св. ап. Андрея. N 3. М., 1996.