«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 7, 2007 год

Музей истории религии

А.С. Пушкин и В.И.Даль в образе свв.ю Косьмя и Дамиана

Русскому религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву даже сама идея создания «Всемирного музея христианской археологии» казалась антихристианской. Так, по крайней мере, он относится к подобному проекту в своем знаменитом сочинении «Три разговора». Что уж говорить об одиозном советском «Музее истории религии и атеизма», в названии которого под словом «атеизм» подразумевался «пик» эволюционного развития всякой религии.

Историей своего происхождения этот музей вряд ли может гордиться. Возникший в 1932 году в помещениях разграбленного и закрытого Казанского собора, он стал поначалу, скорее, большевистским антирелигиозным пугалом, чем научной коллекцией. Однако это был первый в мире музей подобного рода. Инициаторами его создания стали ленинградские ученые во главе с этнографом, языковедом и пламенным революционером профессором В. Г. Богораз-Таном. Он же стал первым директором музея.

Основу коллекции составили экспонаты из собрания Музея антропологии и этнографии, Государственного Эрмитажа, Русского музея, Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Третьяковской галереи и Центрального антирелигиозного музея города Москвы. В соответствии с Положением о своей работе, музей «должен был изучать религию с точки зрения диалектического материализма, чтобы показать развитие религии от ее зарождения до современного состояния, выявляя в экспозиции ее социальную роль и несовместимость с научным мировоззрением». О какой же научной объективности могла идти речь с таким подходом? Среди сотрудников музея можно назвать многих авторов, известных в советское время по серии «Библиотека атеистической литературы»: С. Г. Лозинский, Ю. П. Францев, М. И. Шахнович. После Богораз-Тана директором музея стал другой ученый-революционер верный ленинец В. Д. Бонч-Бруевич. Так и существовал этот «музей» в изуродованном соборе, пугая посетителей ржавыми веригами и другими пыльными религиозными «мракобесиями» вплоть до 1991 года, когда началось постепенное возвращение Казанского собора Русской Православной Церкви.

Для нужд музея городские власти выделили новое замечательное здание на Почтамтской улице, построенное в самом начале XIX века архитектором А. К. Кавосом. Сменил музей не только свой адрес, но и название. Теперь это вполне респектабельный «Государственный музей истории религии», в прекрасно оформленных залах которого можно получить наглядное представление об истории, развитии и современном состоянии основных мировых религий. Сегодня в музее открыты следующие экспозиции: «Архаические верования и обряды», «Религия Древнего Египта», «Религия Древней Греции», «Религиозный синкретизм античного мира», «Иудаизм», «Возникновение и сущность христианства», «Русское православие», «Католичество». Работают в музее и две постоянные выставки: «Серебряная кладовая» и «Петербургский пилигрим». Также в музее проходят различные интересные временные выставки, такие как недавно прошедшая митьковская «Борода в мировой культуре». Однако, отбросив шутки в сторону, нужно сказать, что среди экспонатов музея до сих пор можно увидеть многие предметы из числа изъятых большевиками церковных ценностей.

Выходной день в музее - среда.

Сергей Наконечный
обозреватель.
Фото автора.
На фотографии - один из экспонатов:
А.С. Пушкин и В.И. Даль
в образе свв. Косьмы и Дамиана
на иконе XIX века.