«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 7, 2007 год

Строительство храма

Компромисс между прошлым и будущим

Проект храма

Каким должен быть современный храм в современном городе? Можно ли найти для церковной архитектуры новые формы или нужно придерживаться традиции? Об этом мы беседуем с архитектором, главой компании «Герасимов и партнеры» Евгением Львовичем Герасимовым, автором проекта храмового комплекса святого праведного Иоанна Кронштадского, который планируется возвести на углу Ленинского проспекта и проспекта Стачек.

Светлана Звягинцева
корреспондент

Е.Л. Герасимов

- Евгений Львович, ваш проект - благотворительный. Почему вы решили взяться за эту работу?

- Причин несколько. Первая - я человек православный и, поскольку я архитектор, то, наверное, просто обязан построить храм, внести свою лепту в возрождение Православия в России. Вторая причина в том, что мне очень интересна эта работа. И слава Богу, наша компания достаточно успешна, поэтому мы можем заниматься благотворительностью.

- Доминанта храмового комплекса - собор в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Какой архитектурный стиль вы взяли за основу при его проектировании?

- Поскольку вся русская архитектура допетровской эпохи пришла из Византии, то это, конечно, «перепев» Византийского стиля - одноглавый шлемовидный купол, щелевидные окна на «каменной» глади стен, лаконизм, строгая простота геометрических форм. Поскольку живем мы на севере России, то и за основу проекта логично было взять традиции древнерусского Псковско-Новгородского зодчества. Наш собор - это своего рода новое прочтение этих традиций. Православная церковь - к сожалению или к счастью - не сторонница новаций ни в церковном языке, ни в архитектуре, поэтому мы сознательно сузили круг архитектурных «новшеств» и постарались сделать не шаг, а полшага вперед. Мне кажется, нам удалось связать новые формы и современные материалы с характерными чертами национальной духовной традиции храмового зодчества.

- Собор в вашем проекте двухэтажный. Раньше подобные храмы на севере Руси строили из практических соображений: нижний храм, поменьше, - зимний, чтобы его было легче протопить. Верхний храм - летний, просторный, высокий, чтобы в жару не задыхаться от духоты. Какими соображениями руководствовались вы, проектируя современный двухэтажный собор?

- Это задумывалось прежде всего для удобства прихожан. На первом этаже будет располагаться крещальный храм в форме креста с баптистерием для крещения полным погружением не только детей, но и взрослых. Кроме этого, первый этаж предназначается для размещения гардеробов, туалетов, различных подсобных помещений. А на втором этаже будет располагаться главный храм, рассчитанный примерно на шестьсот человек. Подняться туда смогут и старики, и инвалиды, поскольку лестницы будут оснащены подъемниками. Я считаю, что людям должно быть удобно в церкви. Почему, придя на службу в храм Божий, на самое торжественное для верующего действо, человек должен испытывать дискомфорт оттого, что ему приходиться стоять в верхней одежде? Почему он должен мерзнуть зимой из-за тонких стен современных построек, а летом страдать от жары, потому что архитектор устроил в церкви огромные окна?

- Помимо собора Святых Царственных Страстотерпцев, что еще входит в храмовый комплекс?

- Церковнопричтовый дом, который решен как единое здание, включающее в себя помещения различного назначения. В нем разместятся две трапезные - для причта и для прихожан, помещения воскресной школы - две аудитории и зал для проведения праздничных мероприятий, библиотека, административные помещения, помещения для отдыха духовенства, швейная и иконописная мастерские. А также - Дом милосердия, состоящий из девяти раздельных комнат, в которых может проживать по дватри человека, столовой и различных бытовых помещений. При проектировании церковнопричтового дома мы также попытались выполнить две задачи - чтобы было максимально удобно людям, для которых строится здание, и чтобы архитектурная композиция дома была целостной и гармоничной.

- Католическая церковь по сравнению с Православной более спокойно относится к архитектурным нововведениям. Правильно ли это, на ваш взгляд, или лучше держаться традиционного внешнего вида храмов?

- Сохранение традиций необходимо, на мой взгляд, в разумных пределах. Современность, хотим мы этого или нет, диктует новые требования к любым зданиям, в том числе и к храмовым. Изменилось многое. К примеру, наличие подъемников раньше было не обязательным, а теперь это - норма, при невыполнении которой проект не будет принят. При создании проекта необходимо также обращать внимание, что современные материалы весьма отличаются от материалов прошлых столетий: они могут по-другому смотреться, немаловажна и их стоимость. Если раньше использовался гранит, то сегодня его использование экономически не выгодно. Поэтому мы используем керамогранит. И так во всем.

Но, разумеется, есть вещи незыблемые. Здание храма - это зримое воплощение его символической сущности - быть на земле прообразом Царствия Божия. Поэтому архитектурная композиция основана на православной догматике, раскрывающей эту сущность. Если икону называют «богословием в красках», то здание храма можно назвать «богословием в камне».

Каждый элемент композиции несет смысловую нагрузку. Так, скажем, одноглавый кубический объем здания - это образ единства Церкви, возглавляемой Христом. Приподнятость храма над землей - духовное восхождение от земного к небесному. Центричность всей композиции - воплощение соборности и апостольской преемственности Церкви.

Обязательная трехчастная структура (алтарь, храм, притвор) является символом троичности Бога.

Округлые формы конструкций верхней зоны и алтаря - символ небесного свода, и даже окна, размещенные в барабане главы, - не просто окна, а символ Христова учения.

Белый цвет фасадов символизирует собой сияние Преображения Христова. Сам облик храма построен на сочетании гармонично организованных объемов, где простота архитектурного решения фасадов и богатство убранства в интерьере символизируют приоритет начала духовного (внутреннего) над началом материальным (внешним).

- Недавно в прессе обсуждался вариант типового проекта деревянной церкви для «спальных» районов крупных городов. Каковы минусы и плюсы таких решений?

- Главная идея строительства этих церквей - доступность. Они доступны во всем. В том, что на их строительство не нужно особое разрешение - их регистрируют как временные строения, как ларьки, например. Они дешевы, так как возводятся по уже готовому универсальному проекту. Они мобильны: можно разобрать и собрать на новом месте.

Но перечисленные плюсы не имеют отношения к архитектуре. С точки зрения архитектора мне кажется такой подход несерьезным. Все-таки храм - не ларек. И строиться должен не на месяц. Жаль, что у городских властей нет дифференцированного подхода к строительным объектам. Сегодняшняя процедура получения разрешения на строительство - это какое-то хождение по мукам. И чиновников не волнует - храм вы строите или торгово-развлекательный центр.

- А есть ли у вас чувство причастности к истории культуры? Приятно, наверное, сознавать, что умрешь, а твои праправнуки смогут увидеть то, что ты делал?

- Главное, мне кажется, не чувство гордости, а отсутствие чувства стыда за содеянное! Слава Богу, мне не стыдно ни за один свой проект. Потому что я, как и все горожане, люблю свой город и хочу, чтобы он был красивым, гармоничным, вызывающим восхищение. Проектирование - длительный процесс. Проходит несколько лет, прежде чем ты сможешь увидеть результат своего труда «в камне». Естественно, за это время тебе открываются какие-то упущения, недочеты. Но это нормально. Главное - в каждом следующем проекте делать что-то лучше, чем в предыдущем.

- Вы возглавляете крупную архитектурную компанию и являетесь ее главным архитектором. Удается при выборе проектов совмещать интерес творческий и интерес коммерческий?

- Чтобы мы взялись за проект, необходимы три составляющих. Первая и главная - это архитектурный интерес. Без него даже экономически выгодный заказ мы не рассматриваем.

Вторая - это финансовый интерес. И третья - «человеческий фактор»: чтобы с заказчиком приятно было работать. Но кроме нашей заинтересованности должна быть и заинтересованность в нас, а это возможно, прежде всего, если мы очень хорошо делаем свое дело. Тогда мы сможем убедить других в том, что спроектированные нами здания достойны нашего города.

А главное, я верю, что Бог всегда помогает добросовестным и трудолюбивым, в этом секрет успешности любого предприятия.

Проект храма