«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 7, 2007 год

Синтез искусства и ремесла

Спаситель

1 июля в Санкт-Петербурге отмечается День реставратора. Почему именно 1 июля? 62 года назад, вскоре после победы в Великой Отечественной войне (а именно 30 июня 1945 г.), был подписан приказ о создании первых реставрационных мастерских в Ленинграде.

Юлия Санькова
культуролог

В памятниках архитектуры заключена бесценная информация, накопленная многими поколениями. Менялись эпохи, власть… Здания, которые мы сейчас называем «архитектурными памятниками», впитали в свои стены эстетические, философские и социальные идеи разных периодов, внутренний мир своих обитателей. Понимание и анализ этой информации дают нам возможность неограниченного духовного обогащения.

Архитектурные памятники Санкт-Петербурга - это бесценное культурное наследие, которое мы обязаны сохранить и донести в первозданном виде нашим потомкам. Развитие культуры невозможно без знания истории, сохранения традиций искусства прошлых веков.

Наш город-музей под открытым небом, которым восхищаются жители и гости Северной столицы. Процесс старения памятников архитектуры неизбежен, но к счастью, он может быть замедлен и приостановлен с помощью искусства реставрации.

На сухом языке терминологии, реставрация - «научно-производственный комплекс мероприятий, обеспечивающих воссоздание архитектурно-художественного, первозданного облика здания». Но можно сказать и так: «Реставрация - это связь прошлого с настоящим, возвращение искусства в нашу жизнь».

Современное искусство реставрации - это не только попытка подражания стилю прошлого, но и «оживление» искусства мастеров того времени, перенос его из безнадежного разряда «было» в яркий и прекрасный, гордый разряд «есть».

Благодаря реставрации, произведение искусства, которым является памятник архитектуры, не устаревает и не умирает, а возрождается прежде всего как эстетическая ценность, и только потом как материальная реальность.

Как пишет русский философ XX века М. М. Бахтин в своей книге «Искусство и ответственность», целое называется механическим, если его отдельные элементы соединены в пространстве и времени внешней связью, но не проникнуты внутренним единством смысла. Части такого целого хотя и соприкасаются, но внутренне чужды друг другу. Три области человеческой культуры - наука, искусство и жизнь - обретают единство только в личности. Таким образом, архитектурный памятник соединен в пространстве и времени и проникнут внутренним единством смысла благодаря архитектору - творческой личности, которая объединяет в памятнике науку, искусство и жизнь.

Архитектура - искусство, потому что она - творчество. Архитектура - искусство, потому что она предполагает особый дар свыше и призвание, потому что в ней запечатлевается личность творца, не менее чем в поэзии и живописи.

Работа реставратора, с одной стороны - творческая, с другой - технологическая. Технология процесса реставрации меняется, но не меняются материалы, которые должны быть максимально приближены к историческим.

Русский философ XX века Н. А. Бердяев считает, что «творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы. Обнаружение своего творческого акта не есть крик боли, пассивного страдания, не есть лирическое излияние. Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством. Творчество по существу есть выход, исход, победа. Жертвенность творчества не есть гибель и ужас. Сама жертвенность - активна, а не пассивна. Личная трагедия, кризис, судьба переживаются как трагедия, кризис, судьба мировые. В этом - путь… Человек создан творцом гениальным… и гениальность должен раскрыть в себе творческой активностью»…

Реставратор - творец и ремесленник одновременно. Для его профессионализма важны опыт и мастерство, но он должен быть и художником, чтобы суметь вложить в работу частичку своей души. Реставраторы считают, что посвятить себя этому делу может тот, кто по-настоящему влюблен в искусство и кто щепетильно следует правилам и канонам, в соответствии с которыми создается произведение искусства.

Несмотря на все изменения в технологии процесса реставрации, истинное назначение искусства реставрации - возвращать нам подлинный облик здания, позволять искусству архитектуры проникать в наше настоящее, вызывая тем самым в наших сердцах и душах подлинное эстетическое наслаждение - остается неизменным.

 

Рубрика выходит при поддержке реставрационной компании "Лапин Энтерпрайз"