«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 7, 2007 год

Небесный хлеб

Евхаристия: богословие и практика

11 июня в храме Феодоровской иконы Божией Матери в честь 300-летия Романовых по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, при поддержке Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии прошла молодежная просветительская конференция «Евхаристия: богословие и практика»

Участие в ней приняла не только молодежь. Конференция собрала под сводами Белого зала на третьем этаже Феодоровского собора свыше двухсот клириков и мирян. Зал с трудом вместил всех пришедших, а конференция длилась почти 10 часов: в семь часов вечера никто не хотел расходиться, хотя планировали, что Круглый стол завершится к шести.

Разговор о самом главном церковном Таинстве начался с Божественной литургии в Феодоровском соборе, которую возглавил настоятель храма, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Сорокин в сослужении с другими петербургскими священниками - участниками конференции. Проповедь во время службы прозвучала словно камертон, который задал тон всему предстоящему дню. Отец Александр подчеркнул, что Причастие - это одновременно и вещество (Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина), и действие (участие в таинстве Церкви как собрания). Это благодарный ответ на любовь Христа - Евхаристия (что переводится с греческого как «благодарение»). После Литургии всех ожидала заботливо приготовленная трапеза прямо в помещении готовящегося к реставрации храма.

Саму конференцию «Евхаристия: богословие и практика» вели протоиерей Александр Сорокин и председатель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма свв. апостолов Петра и Павла в РГПУ им. А. И. Герцена протоиерей Артемий Скрипкин. Первый доклад на тему «Евхаристия и екклезиология» представил клирик храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Павловске, сотрудник Протокольного отдела Епархии, постоянный автор «Воды живой» (раздел «Lingua sacra») священник Владимир Хулап. Отец Владимир обратил особое внимание на глубочайшую, принципиальную и неразрывную связь между Евхаристией, как важнейшим Таинством Церкви, и Церковью, как Телом Христовым и богочеловеческим организмом. «Тема нашей конференции сейчас очень актуальна, я бы даже сказал, к сожалению, актуальна, - отметил отец Владимир. - В ранней Церкви вопрос о соотношении Евхаристии и Церкви, то есть о роли и месте Евхаристии в жизни церковной общины, просто не стоял. Церковь рассматривалась как сообщество верующих, которые собрались для того, чтобы совершить Евхаристию. И это совершение подразумевало, что все присутствующие принимают в ней участие через причащение. Сейчас ситуация во многом иная. И подход к Евхаристии и у клириков, и у мирян стал более индивидуалистическим - на уровне «мое я», «моя духовная жизнь». И Евхаристия начинает играть в таком контексте не центральную, а подчиненную роль».

Говоря о смысле понятия «Церковь», отец Владимир подчеркнул, что инициатором собрания Церкви является Бог (греч. ε̉κκλησία - от слова καλέω - созывать).

«Кто «ест и пьет недостойно» по апостолу Павлу?» - так назывался второй доклад конференции. Его представил профессор Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Отец Ианнуарий дал экзегетический разбор того отрывка из 11-й главы Первого послания апостола Павла к коринфянам, в котором рассказывается о раннехристианской вечере любви (1 Кор. 11, 18-25). Завершением подобных вечерь в древности было причастие Тела и Крови Господних.

По мнению отца Ианнуария, говоря о «недостойном» причащении, апостол Павел имел в виду именно общественноцерковный аспект. Отсутствие внимания к ближним, то есть к Церкви как собранию людей, и сосредоточение внимания лишь на себе - «это я стою, это я молюсь, это я причащаюсь, это мне хорошо!» - и есть причащение во осуждение. Иными словами, оно становится действием не только против братьев, стоящих вокруг, но и против Христа, который умер за этих людей так же, как и за тебя.

«Да испытывает себя каждый» - в чем смысл этого призыва апостола Павла к самоиспытанию? Речь здесь идет не просто об испытании своего настроения или даже своего нравственного состояния, а о том, чтобы ответить на вопрос, готов ли ты принять новый спасительный порядок Царствия Божьего, который сотворен жертвой Господа Иисуса, Его Крестной смертью и Воскресением. Открыт ли ты самой цели Евхаристии? Трапеза Господня призвана созидать Церковь, соединять всех во Христе. Желаешь ли ты этого единения, или желаешь чего-то другого, сугубо индивидуального и потому частного?

После перерыва, во время которого состоялась презентация книг, связанных с темой конференции, прошел круглый стол «Как Литургия может быть общим делом верующих?». Провел его клирик храма Богоявления на Гутуевском острове иерей Димитрий Симонов.

В президиуме Круглого стола приняли участие протоиерей Александр Сорокин, протоиерей Артемий Скрипкин, иерей Владимир Хулап, настоятель храма Коневской иконы Божией Матери подворья Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря игумен Борис (Шпак), клирик храма св. пророка Илии на Пороховых, заместитель председателя Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии иерей Георгий Иоффе, клирик храма Богоявления на Гутуевском острове, настоятель храма Преображения Господня в с. Загубье иерей Александр Дягилев, а также двое мирян: председатель СвятоПетровского малого православного братства Владимир КовальЗайцев и Татьяна Рубцова.

Участники обсуждали, что сейчас мешает Литургии быть тем, чем она является в буквальном смысле слова - «общим делом» (ведь именно так это слово переводится с греческого). Многие говорили о том, что прихожанам надо быть более инициативными и искать своего служения в Церкви. Говорили, что иногда внешние, кажется, объективные препятствия, мешающие созиданию общинной жизни (например, отсутствие помещения для трапезной) на самом деле служат лишь оправданием нежелания членов общины что-либо менять.

После того как высказались приглашенные участники Круглого стола, слово было предоставлено всем желающим, которые могли поделиться своими мыслями и примерами из опыта литургической жизни своих общин.

Тексты докладов и наиболее интересных выступлений участников конференции планируется опубликовать или в ближайших номерах «Воды живой», или отдельной брошюрой.

Ирина ЛЕВИНА