«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 7, 2007 год

Вход с Евангелием

Вход с Евангелием

В современной практике служения Божественной литургии Вход с Евангелием или Малый вход - это торжественное изнесение богослужебного Евангелия из алтаря и внесение его обратно Царскими Вратами. Однако в древности, на ранних этапах формирования последования Литургии, это действие выглядело иначе и имело прежде всего практический смысл. Попутно можно сказать в целом, что все священнодействия, каким бы глубоким символическим богословским смыслом они ни обладали в наших глазах сегодня, в своих истоках имели сугубо практическое значение.

В древности первым актом Литургии после собрания верующих был вход предстоятеля и народа в храм. Вслед за входом в храм следовало восхождение предстоятеля и сослужащего ему духовенства на свои места для слушания Писания, и только потом в собрание приносилось Евангелие. Обусловлено это было тем, что в эпоху гонений на христианство одной из форм преследования была конфискация у христиан священных книг. Поэтому Евангелие и хранилось не в церкви. С прекращением гонений местом хранения Евангелия естественным образом стал храм, а точнее - престол в алтаре - Святая Святых храма. Поэтому сейчас на Литургии Евангелие берут с престола, выносят из алтаря диаконскими дверями, после чего торжественно вносят Царскими Вратами в алтарь. Этим действием народ подготавливается к слушанию слова Божия, центральному месту первой части Литургии, которая так и называется - Литургия слова.

В православном литургическом предании Евангелие участвует не только как чтение, но и как собственно книга. Ей воздается такое же почитание, как иконе. Ее положено целовать, ей кадят, ею благословляют народ Божий, потому что Евангелие является словесной иконой явления, пребывания с нами Христа и Его Воскресения. Отсюда и Вход с Евангелием - образ явления воскресшего Господа, радостная встреча со Христом воскресшим.

В практике иерейского служения Литургии предстоятель часто является в храм еще до собрания верующих. Не случайно в «приходском» чине службы Малый вход как бы объединяет в себе все три начальных момента древней литургической практики - вход в храм, восхождение в алтарь и внесение Евангелия.

В архиерейском чине богослужения и по сей день встреча и облачение епископа совершается после собрания народа. Лишь затем следует Малый вход.

Молитву входа произносит архиерей. В древности ее читали при входе предстоятеля и народа в храм (и сейчас при освящении храма она читается у внешних врат церкви, а не перед иконостасом). В этой молитве мы просим Бога дать нам Его ангелов в спутники восхождения к Престолу Божию: «Владыко Господи, Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства ангел и архангел в служение Твоея славы, сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость…»

Сущность входа - это приближение к престолу, который есть средоточие храма, его святыня. Престол - трапеза за которой собирает нас Христос. Поэтому при входе поется: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу…» Престол - Небо, где «Бог есть всяческая во всем». Поэтому Вход с Евангелием есть восхождение Церкви на Небо, где совершается Евхаристия, и символом реальности этого восхождения и возможности его является престол. Символ связывает реальность «мира горнего» - Царствия Божия, с миром дольним - нашим падшим миром. Символ не изображает высшую реальность, а свидетельствует о ней, являясь этой реальностью. Мы относимся к престолу благоговейно не потому, что после освящения он стал «вещественной святыней». Само освящение престола есть свидетельство его принадлежности к Высшей Реальности.

Смысл Входа как приближения к престолу и вхождения в Царство Небесное выражен в молитве и пении Трисвятого, которым Вход завершается. И здесь, как и в начале Малого входа, молитва и пение указывают на ангельский, небесный характер действия.

Архиерей читает молитву Трисвятой песни: «Боже Святый, Иже во святых почиваяй, Иже Трисвятым гласом от серафимов воспеваемый и от херувимов славословимый, и от всякия небесныя силы поклоняемый… Сам, Владыко, приими и от уст нас, грешных, Трисвятую песнь и посети ны благостию Твоею, прости нам всякое согрешение … освяти наша душы и телеса и даждь нам в преподобии служити Тебе вся дни живота нашего…»

Обращение «Святой» составляет, по словам пророка Исайи, вечное содержание ангельского славословия, в котором мы готовимся принять участие. При архиерейском богослужении Трисвятое - ангельская песнь - многократно повторяется священниками и хором. Во время пения ее архиерей с амвона произносит: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя», - объединяя всех молящихся в общем ангельском славословии. После произнесения этой молитвы он благословляет народ дикирием (двухсвечником, символизирующим два естества Христа) и крестом.

В конце пения Трисвятого архиерей следует на горнее место, откуда он благословляет чтение слова Божия.

Пение Трисвятого - небесной песни, поемой на земле, свидетельствует о примирении земли и неба, о том, что Бог явил Себя людям и что нам дано «иметь участие в святости Его…» (Евр. 12, 10). Под это пение предстоятель восходит на горнее место, свидетельствуя о высоте, на которую вознес нас Сын Божий. И с этого места, он, одновременно один из собранных и Образ Божий, облеченный Его властью и силой, ниспосылает нам мир для слышания Слова Божия.

Текст: Дмитрий Фунтусов
Фото из архива протоиерея Константина Пархоменко