«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 7, 2007 год

Рыбак и ученый

западные врата Исаакиевского собора

12 июля по новому стилю (29 июня по старому) - память первоверховных апостолов Петра и Павла. Эти имена мы слышим с детства повсюду: едем ли гулять на Петровский остров, слушать концерт в Павловске или загорать у теплых стен Петропавловки. Последнее слово знаменательно, ведь в названии крепости история соединила имена очень несхожих по происхождению, образованию и характеру людей. Не считая возможным отдать приоритет кому-то из них, Церковь присвоила обоим титул «первоверховных апостолов» и установила один день празднования. Почти всегда совмещает их образы и христианская иконография. При этом атрибутом апостола Петра являются ключи, а ученого апостола Павла - книга или орудие его казни - меч.

Греческое слово «апостолос» заимствовано из дипломатического лексикона и переводится как «посланник», «посол». Первые двенадцать учеников стали «полномочными представителями» Иисуса Христа. Один из них, галилейский рыбак Симон, первым исповедал своего Учителя Мессией (Христом) и Сыном Божиим, а потому получил символическое имя и был поставлен первым среди апостолов: «отныне ты - Петр (Камень), и на этом камне Я создам Мою Церковь, и силы ада не одолеют ее».

Миссионерская деятельность Петра протекала первоначально в Иерусалиме и странах Переднего Востока. По преданию, позднее он стал первым епископом столичной Римской Церкви, передав свое главенство преемникам - римским папам. Не все ученые склонны принимать эту версию, но с такими благочестивыми легендами спорить трудно.

Во время первых гонений на христиан (66-67 гг.), развязанных императором Нероном, Петр был арестован и приговорен к распятию. Этот период его жизни многим знаком по роману Генрика Сенкевича «Камо грядеши». Считая себя недостойным умереть так, как Учитель, Петр попросил, чтобы его распяли на кресте вниз головой.

Совершенно иная судьба складывалась у другого первоверховного апостола, не принадлежавшего к Двенадцати и даже не видевшего Христа при Его земной жизни. Савл родился около 10 г. н. э. в Тарсе (южное побережье Малой Азии) в богатой еврейской семье, обладавшей ценной привилегией - правом наследственного римского гражданства. Изучив Священное Писание и античную культурную традицию, молодой книжник отправился в Иерусалим и вступил в школу знаменитого законоучителя Гамалиила.

Наставник Павла был человек благоразумный, считавший излишним преследовать христианство. Он считал, что история сама предаст забвению все эти «утопии». «Оставьте этих людей, - говорил он членам Синедриона (верховного еврейского Совета), - ведь если их дело и учение основано только на человеческом вымысле, то оно само собой разрушится; если же оно от Бога, то вы не сможете разрушить его, и берегитесь, чтобы вам не оказаться еще и богопротивниками» (Деян. 5, 38-39).

Савл не обладал терпимостью учителя, а потому принял участие в казни перводиакона Стефана, побитого камнями. А затем направился в Дамаск, чтобы и там преследовать бежавших христиан, казавшихся ему разрушителями Моисеевой религии.

«Савл! Савл! За что ты гонишь Меня?» - услышал он вдруг голос явившегося ему Христа. Гонитель понял, что чудовищно заблуждался, что распятый Иисус из Назарета - не самозванный обманщик, но истинный Мессия, в Котором и воплотился конечный смысл ветхозаветной истории ожидания.

Фарисей Савл стал апостолом Павлом и охватил миссионерскими путешествиями всю Римскую империю. В своих «Посланиях» он заложил основы христианской богословской науки, переведя простые религиознонравственные евангельские истины на язык греческой философии (существует апокрифическое предание о переписке Павла с римским философом Сенекой), сделав их тем самым универсальными и достойными внимания образованных язычников. Так христианство, в котором первоначально видели лишь иудейскую секту малокультурных фанатиков, стало Вселенской религией, а Павел был назван вторым основателем христианства.

По преданию, Павел тоже погиб в Риме вскоре после смерти апостола Петра, около 67 г. н. э. Как римский гражданин, он был не распят, а удостоен «привилегированной» смерти: казнен мечом.

В советское время некоторые экскурсоводы говорили, что название нашего города связано не с апостолом Петром, а с Петром I, его основателем. Ведь в течение десяти лет (с 1914 по 1924) он так и назывался - Петроград, то есть «город Петра» (а не святого Петра). Но, конечно, это неверно.

День основания города - 16 / 27 мая 1703 г. - дата условно-символическая. Историкам хорошо известно, что Петра I в это время на Заячьем острове не было, и закладку крепости вел А. Д. Меншиков. А потому днем основания города может быть и сегодняшний праздник: ведь 29 июня 1703 г. заложили церковь Петра и Павла, ознаменовав событие пальбой из пушек, а царь праздновал свои именины.

И не в свою честь, а в честь своего небесного покровителя Петр I назвал новую столицу СанктПитербурхом - городом святого Петра. В этом глубокий смысл. Апостол Петр - хранитель ключей от врат рая. Поэтому и город его имени сам становится «ключом» от Балтийского моря и «окном в Европу», выводя Россию из варварской изоляции.

В народном календаре «Петров день» - разгар лета. Но все же «Петр и Павел час убавил». В Петербурге с этого праздника вновь зажигаются ночные городские фонари. И становится немного грустно от того, что так быстро прошли белые ночи.

Текст: Юрий Рубан, к.и.н., кандидат богословия
фото: Дарья Крутько.
на фото - западные врата Исаакиевского собора