«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 6, 2007 год

Лекции по истории Древней Церкви

Лекции по истории древней Церкви

А.И. Бриллиантов (1867-1933) - выдающийся русский историк Церкви, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, член-корреспондент Академии наук. Его перу принадлежит большое количество работ, многие из которых остались неопубликованными. В 1930 году он был арестован, а в 1933-м скончался в ссылке. Долгое время А.И. Бриллиантов читал в СПбДА и других учебных заведениях курс по истории Церкви, результатом которого и стали эти «Лекции».

«Лекции» посвящены эпохе Вселенских Соборов (IV-VIII веков), формированию христианской догматики и борьбе с ересями. Арианство, монофизитство и монофелитство - непростые темы, но книга А.И. Бриллиантова читается на одном дыхании благодаря прозрачности и последовательности изложения материала. Кроме того, и центральные фигуры повествования - Афанасий Ве­ликий, Арий, Кирилл Александрийский, Несторий - очень колоритные личности. «Лекции» - серьезное исследование, основывающееся на многочисленных источниках и исследованиях. В тексте отсутствуют ссылки на научную литературу (этого не подразумевает сам жанр лекции), однако указаны цитирующиеся источники.

А.И. Бриллиантов - не только историк, но и богослов. Он пишет: «Решение принципиальных вопросов о сущности и значении христианства лежит, собственно, за пределами истории, и историк, приступая к своей работе, должен уже иметь готовым это решение. Но очевидно: если быть верующим - значит быть причастным тому религиозному духу, которым жила и живет сама Церковь. Точка зрения верующего богослова с этой стороны представляет в истории преимущество перед противоположной: явления религиозной жизни могут быть вполне понятны лишь для того, кто сам живет религиозной жизнью и рефлексирует над ней».

«Лекции» были изданы не автором, а студентами, причем в чисто практических целях - для сдачи экзамена. Литографический вариант содержал массу ошибок и опечаток, поэтому А.Ю. Братухину пришлось проделать над текстом большую работу, которую хотелось бы отметить особо.

Эту книгу можно рекомендовать как изучающим историю Церкви студентам, так и всем, кто интересуется этой темой.

Алексей Пантелеев