«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 6, 2007 год

Возвращение голоса

Поднятие колоколов. Прот. Вячеслав Харинов
Фото: Михаил Тынтарев

Новые колокола подняты на звонницу Скорбященского храма

Церковь эпохи гонений не имела своего голоса. Христиане избегали любой огласки мест своих собраний. Даже во времена Константина Великого христиане собирались на молитву под звуки деревянных досок (бил), железных полос (клепал) и даже труб. Церковь зазвучала колоколами только в VI-VII веках.

Создание первого колокола обычно связывают с именем святого Павлина, епископа города Нолы, где впоследствии развернулось производство колоколов. Говоря о «создании» колокола, я не оговорилась: первые колокола не отливались. Они имели четырехгранную форму, их стенки выковывались и спаивались, они были невелики по размерам и весили немного.

Греческая церковь узнала колокола только в IX веке. При Василии Македонянине в Константинополь доставили первые 12 колоколов, отлитых в Венеции из сплава меди с серебром. Вскоре каждый храм Греческой Церкви старался приобрести хотя бы один колокол. В 1453 году турки взяли Константинополь и сразу же запретили христианам звонить в колокола. Противники веры во все времена связывали звон колоколов с голосом самой Церкви.

На Руси западная и восточная колокольные культуры нашли настолько горячий прием и поддержку, что колоколов стало отливаться великое множество. И не стоит обвинять Петра I в том, что для военных нужд он переплавлял колокола на пушки. Ведь только московские монастыри имели тысячи колоколов, что сегодня кажется нам в общем-то невероятным. Из «лишних» колоколов были отлиты 100 больших и 143 малых пушки, 26 мортир и гаубиц, немало послуживших во славу России…

Колоколами в России обзаводились даже домовые храмы. Это вызвало расцвет и в смежных областях, которые касались не только технологических моментов изготовления колоколов, но и самих школ звонов. Люди стали ценить именно искусство звонить - использование настроенных разновысотных колоколов и различие метроритмических основ звона. Было их настолько много, что сложился свой круг знатоков и ценителей. Появился в Русской Церкви и Устав колокольного звона.

В противовес былому расцвету культуры церковного звона ХХ век в России явился веком сокрушительным. Колокола сбрасывались и переплавлялись уже по идеологическим причинам. В печально знаменитых полтинниках 1925 года - серебро иконных риз, а в меди того времени - колокольный металл.

Сейчас церковь залечивает раны, и возрождается не только колокольное искусство, но и колокольное производство.

Причем технологически все это развивается так успешно и стремительно, что остается только удивляться мастерству и предприимчивости современных производителей. Если раньше отлить икону на колоколе было сложной инженерной задачей, то теперь это уже не составляет большого труда.

Редкая неделя обходится без того, чтобы настоятель храма «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице протоиерей Вячеслав Харинов не получил предложение от какого-либо из заводов отлить колокола.

У этого храма - особые отношения с колоколами. Так, на колокольне церкви, которая до переименования была Воскресен­ской, висела десятикратно уменьшенная копия Царь-колокола.

Почти одновременно со своим московским «старшим братом» этот колокол постигла та же трагическая судьба - пожар и разрушение.

В былые годы церковь «Всех скорбящих Радость» славилась колоколами и хорошей звонницей. Сейчас она возрождается, и на Святую Пасху восемь новых колоколов порадовали окрестности своим звоном. До этого важные моменты церковной службы озвучивали в основном собранные с миру по нитке старые корабельные рынды, обрезанные кислородные баллоны. С этого в 1990-х годах начинали свое возрождение многие храмы. Был и один большой церковный колокол - благовестник. Но он, к сожалению, был расколот, возможно, при подъеме на колокольню. Звук у него был резкий, короткий, сухой и дребезжащий. Говорить о благозвучии было нельзя.

Сначала речь шла о пяти колоколах, потом появилась возможность приобрести шесть, семь и, наконец, восемь колоколов. Заказали их на заводе В.Шувалова в городе Тутаеве. Выбрали это производство не случайно. Летом прошлого года отец Вячеслав ездил в Ивангород, где в Свято-Троицкой церкви расположена усыпальница барона Штиглица. Увековечиванием памяти этого выдающегося гражданина России по благословению правящего архиерея вместе с сотрудниками Центра Национальной славы России занимался и настоятель Скорбященского храма. Освящалась звонница для восстанавливаемого Троицкого храма, колокола которой были отлиты как раз на заводе В.Шувалова. Всем тогда очень понравилось их звучание. Присутствовавший при этом художественный руководитель Мариин­ского театра Валерий Гергиев также решил заказать для Мариинки такую звонницу - настолько впечатлило его звучание колоколов, их строй и певучесть. Тогда и был сделан выбор производителя будущей звонницы…

Протоиерей Вячеслав Харинов рассказывает:

- Наши колокола появились по инициативе прихожан. В свое время я поставил такую задачу перед Приходским собранием. В силу дороговизны этого проекта заменить колокола планировалось только к концу этого года или к началу следующего. Но неожиданно откликнулись прихожане со средствами. Никакие призывы о помощи не подействовали на них так, как эта просьба. Причем откликнулись не только наши прихожане, но и их друзья и родственники в других регионах России - в Татарстане, например. Пусть звук наших колоколов не достигнет Татарии, но достигнет небес, а небо - оно одно на всех. На каждом колоколе храма отлиты особо почитаемые иконы. На нашем большом колоколе - благовестнике - отлита Скорбященская икона Божией Матери, иконы Архангела Михаила, святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая. На колоколах есть имена некоторых жертвователей (были и те, кто от этого отказался) и благословение митрополита Владимира. Для нас эти восемь колоколов - новый голос храма, о котором мы давно мечтали.

- Что будет со старыми колоколами? Их ждет утилизация?

- Однозначно - нет. Сейчас восстанавливается много храмов, и если мы что-то кому-то пожертвуем, то люди будут только благодарны.

Есть замысел установить в нашем Кировском благочинии мемориальные колокола - своеобразные памятники героическому военному прошлому. Со временем такие колокола мы планируем отлить для мемориалов Синявинских высот, Невского пятачка, для Парка Мира Успенского храма в селе Лезье-Сологубовка.

Мы хотели бы добавить в эти колокола военный металл, до сих пор в обилии лежащий на полях бывших боев - остатки осколков снарядов, мин, бомб. Об этом мы уже договорились с мастерами. И не стоит беспокоиться о том, как это скажется на звучании, - это не столь важно. Звук прошедшей войны и скорби может и не быть благозвучным. Звон каждого из колоколов будет напоминать о нашем прошлом, предостерегая ныне живущих…

Над перекрестком Шпалерной улицы и проспекта Черны­шевского теперь раздается разноголосие новых колоколов. Сделан еще один шаг в возрождении храма, а вместе с ним - нашей культуры и славного прошлого.

Светлана АКСЕНОВА
корреспондент