12 июня по новому стилю - один из символических для нашего города дней, связанный со знакомым с детства именем. Церковный историк Феодорит Кирский сохранил рассказ о дерзновенной проповеди Исаакия, игумена Далматского монастыря, обращенной к римскому императору Валенту. Этот император известен как гонитель православных и сторонник еретического направления в христианстве, т. н. «арианства», отрицавшего единосущие природ Бога Отца и Бога Сына. Валент шел с войском во Фракию и остановился в Константинополе (378 г.), где жил в то время Исаакий.
«"Исаакий, имевший там монашескую келью, увидев проходившего с войском царя, так восклицал к нему: «Куда идешь, царь, воюющий против Бога и не пользующийся Его помощью? Ведь Он?то и подвиг против тебя варваров - за то, что ты изощрил много языков на богохульство, а славословящих Бога изгнал из святых храмов. Перестань воевать против Него - и Он оставит эту войну; возврати паствам превосходных пастырей - и ты легко получишь победу. Если же предпримешь войну, не сделав ничего этого, то на опыте узнаешь, как бедственно идти против рожна, потому что и сам не воротишься, и потеряешь войско!" Раздраженный царь сказал ему: "Ворочусь и убью тебя, будешь мне отвечать за ложные предсказания". А Исаакий, нисколько не убоявшись угрозы, воззвал: "Убей, если откроется лживость моих слов!"»
Сдержать обещание злосчастный император не смог: «дерзкий монах» оказался прав. Валент потерпел сокрушительное поражение от вестготов в битве при Адрианополе и пал на поле битвы…
Почему же знаменитый собор - четвертый в мире по величине (он уступает только соборам св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фиоре во Флоренции) - посвящен константинопольскому монаху, жившему задолго до крещения Руси и никак с ней не связанному? Имя преподобного Исаакия исповедника († 383), игумена небольшого Далматского монастыря в окрестностях Константинополя, мелким шрифтом значится в нашем календаре 30 мая по юлианскому календарю (12 июня по н. ст.), однако - оно у всех на устах! Причиной тому - знаменательное историческое совпадение.
30 мая 1672 года, в день памяти Исаакия Далматского, у царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной родился наследник, чьим небесным покровителем выбрали апостола Петра, - будущий Петр Великий.
Православные на Руси традиционно праздновали день своего Ангела (именины), и почитание небесного покровителя Петра воплотилось в названии города. Но Петр I охотно вводил и западноевропейские обычаи, в частности, - празднование дня рождения императора, что было традицией Рима. И поскольку в день рождения Петра вспоминается Исаакий Далматский, в 1707 г. на лугу против Адмиралтейских ворот появилась первая деревянная Исаакиевская церковь. Вскоре ее разобрали, и в 1717 г. построили вторую, на месте будущего Медного Всадника. Но в 1735 г. и эту церковь постигла участь первой. Третий храм, на месте современного, строился Екатериной II по проекту Антонио Ринальди. С поспешностью завершаемый Павлом I, он вызывал насмешки современников своей явной дисгармонией:
«Двух царствований памятник приличный:
Низ каменный, а верх кирпичный».
В 1817 г. Император Александр I утвердил проект четвертого по счету храма. Им и стал Исаакиевский собор Огюста Монферрана, освященный в престольный праздник, 30 мая 1858 г. Построенный архитектором?католиком, храм стал воплощением открытого характера Православия в нашем европейском городе.
Знаменитый собор вмещает от 7 до 12 тысяч человек. Площадь интерьеров - 4 тыс. кв. м. Внешняя высота - 101,5 метра (включая крест). Внутренняя высота -
80 метров. Размах крыльев укрепленного под куполом парящего голубя - 2 метра. При строительстве было использовано 400 кг золота и 14 сортов мрамора. Храм окружают и поддерживают в общей сложности 112 колонн.
Легко догадаться, что в ХХ веке произошло с этим последним Исаакием. Будучи главным кафедральным храмом России, Исаакиевский собор претерпел судьбу большинства церквей нашего Отечества: богослужения в нем прекратились в 1928 г. и возобновились лишь через 62 года. С 1931 по 1986 годы здесь назойливо раскачивался маятник Фуко.
Хорошо помню исторический день первого богослужения. 17 июня 1990 г., в «Неделю Всех Святых, в земле Российской просиявших», Божественную литургию в соборе совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его интронизация состоялась неделей ранее, 10 июня. Знаменательно, что во время богослужения рядом с Патриархом в алтаре мы видели Б. Н. Ельцина (в то время - Председателя Верховного Совета России), А. А. Собчака и других политических деятелей. Это было зримым символом начала духовного возрождения России.
С тех пор торжественные богослужения (иногда с крестным ходом) совершаются в Исаакиевском соборе несколько раз в году: на Пасху, Рождество, в День основания города (27 мая), в день престольного праздника (12 июня) и т. д. Правда, исторический день рождения Петра I (9 июня) теперь не совпадает с днем церковной памяти Исаакия (12 июня по н. ст.). Это связано с тем, что разница между юлианским и григорианским календарем в XVII в. составляла 10 дней, а в XX и XXI веках - уже 13. Отсюда и разрыв в три дня.
Текст: Юрий РУБАН, к.и.н., кандидат богословия
Фото: Дмитрий ЖАВОРОНКОВ