Шаг за шагом разбирая последовательность Божественной литургии, мы подошли к кульминационной части Литургии верных. Ключевое евхаристическое священнодействие, требующее всеобщего внимания и благоговения, именуется анафорой, что в переводе с греческого означает «возношение». Нетрудно заметить, что слова «анафора» («возношение») и «просфора» («приношение») являются однокоренными. Принесенные нам в знак жертвы благодарения, хлеб и вино будут вознесены пред очами Божиими со словами: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся!» («Мы приносим Тебе то, что и так Твое о всех и за все!»).
Именно такой символический смысл имеет действие, запечатленное на фото: диакон возносит ввысь над престолом дискос с хлебом и чашу с вином. Эти хлеб и вино, принесенные в церковное собрание и вознесенные к Престолу Божию, через благодарное воспоминание о Христе станут нашим Причастием к Нему Самому, к Его Телу и Крови.
Этот момент по праву можно охарактеризовать как наиболее таинственный (с ударением на первом слоге, как в слове «Таинство»), ибо речь идет о призывании Святого Духа для того, чтобы принесенные вещества непостижимым образом были освящены Богом и были даны нам в соединение с Его Божественной природой.
Всю эту часть Литургии, которая включает в себя анафору с воспоминанием о Тайной Вечере, молитву о том, чтобы к таинственному общению с Ним были сопричастны все члены Церкви (и усопшие, и живые, и прославленные в лике святых, и все мы, кающиеся грешники) называют также Евхаристическим каноном.
Слово канон, как известно, означает «правило», «схему», оно встречается в самых разных областях и всегда подразумевает строгую упорядоченность, следование установленным традициям. И в данном случае мы имеем дело со странным парадоксом: действие Святого Духа как бы подчинено определенному канону, правилу, чинопоследованию. В действительности речь здесь идет лишь о том, что по прошествии многих веков с того самого момента, как Христос повелел совершать евхаристическую трапезу в воспоминание о Нем, ее порядок и общий смысл не изменился. Какое бы мы ни взяли последование Литургии, будь то вышедшие из употребления древние уставы или практикуемые доныне в других христианских традициях евхаристические богослужения, оно всегда состоит из благодарения, воспоминания, возношения даров и молитвы об освящении Святым Духом.
Более того, в своей основе Евхаристический канон восходит к дохристианской ветхозаветной трапезе, творимой в кругу семьи или учеников накануне Пасхи. Все в этой трапезе выражало благодарность Богу за творение мира, за подаренное спасение (исход Израиля из Египта), за избрание в завет с Богом, за дарование закона.
Ευ̉χαριστήσωμεν
τω̃˛ Κυρίω˛ - «Благодарим Господа!» - один из первых священнических возгласов анафоры. И первая евхаристическая молитва содержит в себе благодарение Богу-Отцу за все Его благодеяния и особенно за то, что Он - наш Бог, что Он нас создал, призвал и избрал, чтобы мы славили Его; за то, что Oн «удостоил нас стоять перед Ним и служить Ему», воспевая Ему: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Исполнь небо и земля Славы Твоея!»
Слова этого гимна взяты из книги пророка Исайи (Ис. 6, 3). Они донеслись до его слуха в тот момент, когда Слава Божия, то есть сама тайна Бога, явила ему Себя в храме, чтобы призвать его к пророческому служению. В торжественном песнопении ангельские силы исповедуют несравненную святость Бога и воздают поклонение трисвятому Господу Саваофу. Это древнееврейское выражение можно перевести как «Бог вселенной», как «Бог небесных воинств», как «Бог-Вседержитель», ибо «Он - Царь Славы» (Пс. 23, 10).
«Полны небеса и земля славы Твоея» - все мироздание, которое простирается далеко за пределы того, что мы может увидеть или постичь разумом, исполнено Божественной Славы. Он, как Отец и Создатель, содержит все сущее в Своей деснице и объемлет Своей милосердной любовью.
Слова «Осанна в вышних! Благословен Грядый во Имя Господне» (ср. Пс. 119, 25-26) представляют собой мессианское приветствие. Арамейское слово «Осанна», вошедшее в наш богослужебный обиход, означает «спаси же!» или «даруй, даруй же победу!» Этими криками народ с пальмовыми ветвями в руках приветствовал Христа как Царя-Мессию, кроткого и смиренного, сидящего на осле (ср. Мф. 21, 9). Подобным же образом Церковь, состоящая из смертных и грешных людей, вновь и вновь воспевает этот гимн всего творения, гимн искупленного человечества, соединяясь с ангелами и архангелами, с херувимами и серафимами.
Далее творится главное воспоминание - той самой ночи, когда Христос был предан или, как священник произносит в молитве, «паче же Сам Себе предаяше» (Сам Себя предал). В ту ночь на Тайной Вечере Иисус вознес славу и благодарение Богу-Отцу, а затем преподал Себя в жертвоприношении хлеба как таинство Тела, за нас ломимого, и вина - таинство Крови, за нас и за многих пролитой, в знак Нового и Вечного Завета.
Божественная литургия - это жертва благодарения, которую Церковь совершает в воспоминание Иисуса Христа силою Духа Святого. Через участие в ней мы становимся причастны жизни Христа: Его крестным мукам и смерти, погребению, славному воскресению и восхождению на небеса, пребыванию одесную во Славе Отца и, наконец, Его второму пришествию. Постепенно мы приближаемся к моменту Причащения, но разговор об этом следует начинать с молитвы «Отче наш».
Текст: протоиерей Александр Сорокин
Фото: иерей Константин Пархоменко