Церковь Петра и Павла в Парголове вызывает удивление и своим обликом, точно повторяющим один из католических храмов Европы, и тем, что возведена хозяйкой имения - графиней Варварой Петровной Шуваловой-Полье в память о любимом муже - кальвинисте по вероисповеданию.
Елена Александрова
краевед
Еще при строительства храма возникали легенды о смерти второго мужа графини Шуваловой - 35-летнего Адольфа Полье, незаурядного художника и открывателя первого российского месторождения алмазов. После его кончины в парке был создан один из самых прекрасных уголков. Скорбящая вдова решила похоронить мужа, соорудив склеп, известный ныне как «могила Адольфа», в том самом парке, благоустройством которого он занимался при жизни.
Склеп Полье кирпичный, на два места для захоронения, встроен в искусственный холм, расположенный на берегу пруда. Фасадная стена склепа в виде стрельчатой готической арки была облицована красным финским гранитом. По всему контуру арки от земли до венчающего склеп креста шел чугунный карниз, обрамленный рисунком из готических розеток. В склеп вели двустворчатые двери: первая - решетчатая железная, за ней - массивная дубовая. Над ними находился герб семьи из золоченой бронзы. В склепе около двух стен были положены две плиты из камня. На мраморном постаменте - фигура коленопреклоненной женщины, ее руки простерты к могильной плите графа. Статуя и постамент были разбиты в 1921 году, а могила теперь пустая: прах Полье после смерти В. П. Шуваловой-Полье-Бутеры был перенесен на русское кладбище в Висбадене.
Пространство перед склепом было огорожено решеткой и засажено серебристыми елями. После 1917 года чугунный крест на вершине склепа был сломан, а в 1922 году сняли решетку и герб Шуваловых над входом, и в склепе стали хранить сено.
На вершине холма, в котором устроен склеп, возвышается «прелестная, светлая, как мечта, и тихая, как молитва, церковь в готическом стиле». После сооружения склепа над могилой мужа В. П. Шувалова-Полье решила возвести и церковь. С этим она обратилась к архитектору Александру Брюллову, с которым познакомилась в Италии. По-видимому, он же построил и усыпальницу - практически первую свою работу в Петербурге. В истории архитектуры 1820-30-х годы - время создания блистательных ансамблей классицизма и одновременно время расцвета «русской готики».
Творчество Александра Брюллова, особенно его архитектурные работы, достаточно хорошо изучены. Еще, когда Брюллов был за границей, брат Федор ему писал: «В Петербурге входит в моду все готическое. В Петергофе маленький дворец выстроен для Императрицы Александры Феодоровны в готическом вкусе, в Царском Селе - ферма… ты можешь представить, на какой ноге gotique». Хотя прообразом парголовской церкви послужили готические капеллы, архитектору удалось создать самобытный художественный образ, гармонично сочетающий формы средневековой архитектуры с традиционными приемами классицизма. Брюллов быстро справился с заказом. В марте 1830 года Полье умер, в октябре вдова обратилась в Синод за разрешением на «сооружение каменной церкви во имя Петра и Павла», а 5 декабря 1830 года строительный комитет рассмотрел два варианта планов и утвердил проект Брюллова. Однако было выставлено условие, чтобы могила - склеп, «скрывающий прах графа Полье, не принадлежащего нашей православной церкви», была расположена на определенном отдалении. Средневековый стиль церкви, не соответствующий «высочайше утвержденным проектам», вызвал некоторое смущение в среде духовного начальства, но строительный комитет признал оригинальность и значительность проекта, и он был утвержден с оговорками, указанными выше.
Закладка храма состоялась в 1831 г. Сначала церковь предполагалось посвятить святой великомученице Екатерине, что отражено в названии наиболее ранних чертежей и акварелей Брюллова. Однако уже в 1831 году было окончательно решено освятить ее во имя святых апостолов Петра и Павла. Вероятно, это было предложено потому, что один из совладельцев графини по парголовскому имению носил имя Петра Павловича. Возможно, какую-то роль сыграло и то, что одно из имен Полье было тоже Петр. Церковь никогда не имела приделов, посвященных другим святым, и поэтому только эти два имени фигурировали в ее названии.
Архитектором было предложено несколько проектов, два из которых рассматривались строительным комитетом. Первый проект существенно отличался от последующих, в которых только варьировались детали. Стены сложены из кирпича и облицованы известняком. Большой художественный эффект достигнут Брюлловым с помощью контрастного сопоставления глухих поверхностей стен основного объема с легкой резной ажурной башней. Вершина колокольни вся ажурная, из чугунного литья, шпиль и другие металлические наружные украшения были выбивными из красной меди.
Несмотря на свои готические формы - шпиль, стрельчатые арки, контрфорсы и витражи, церковь близка архитектуре русского классицизма, с которой ее роднят ясность и простота композиции, выразительные глади стен и сдержанность скульптурного декора.
В нишах входных пилонов по обе стороны от входа стояли статуи апостолов Петра и Павла. Ни статуи, ни деревянный иконостас до нашего времени не дошли. По рассказам старожилов, иконостас из ясеня хранился в церкви святого Александра Невского на Шуваловском кладбище. Представление о внутреннем убранстве церкви дают две гравюры середины ХIХ века и сохранившаяся картина неизвестного художника.
Церковь строилась около 15 лет. Освящена она была 27 июня 1846 года, хотя еще к 1840 году была совершенно готова. Об этом свидетельствует отчет Брюллова «О постройке в Парголове двух церквей», датированный 1840 годом. Альманах «Памятник искусств и вспомогательных знаний» посвятил Парголовской церкви основательную статью:
«Готическая церковь, построенная в селе Парголове по рисункам известного архитектора А. П. Брюллова, доказывает, что наш художник сумел счастливо восторжествовать над необработанностью первоначальных данных и удалиться от улучшения того, что не может быть улучшено. Он отбросил все лишнее, соблюл строгую экономию в мелких частях именно настолько, сколько их нужно для означения характера больших масс и характера здания»
«Поэтому, - пишет он далее, - церковь Брюллова по чистоте стиля и строгому вкусу составляет утешительное явление в художественном мире».
В 1930 г. церковь была закрыта, в ней располагалась типография, затем - клуб торфопредприятия, дом отдыха Кировского завода; с 1939 г. передана на баланс военного ведомства (до войны в церкви располагался физиотерапевтический кабинет санатория РККА), именно в это время была уничтожена колокольня с прекрасным шпилем и крестом, которые вдохновенно воспевались в дореволюционных путеводителях. Тогда же были уничтожены статуи апостолов и резной ясеневый иконостас. В 1948 г. здание было передано Министерству автотранспортной промышленности, и в нем первоначально предполагалось разместить клуб Всесоюзного научноисследовательского института токов высокой частоты им В. П. Вологдина, но с 1955 г. ее отдали под лабораторию и опытную мастерскую. Освобожденная в 1977 г. от лабораторного оборудования, церковь к концу 1980-х гг. лежала в руинах, особенно после пожара 1 января 1988 г.
В 1990 г. здание храма, перенесшее несколько пожаров, с затопленным подвалом, было возвращено церкви, и в нем было проведено первое богослужение. Возрождение храма, начатое в 1991 г., продолжалось полтора десятилетия. Осенью 2005 г. была установлена колокольня, и ныне реставрационые работы полностью завершены.