«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 11, 2007 год

Принципы обучения дома


В предыдущем номере «Воды живой» я написал о возможности учить детей в семье вместо школы. Теперь я сформулирую некоторые основные принципы этого процесса. Эта информация поможет не только тем, кто будет учить своего ребенка дома, но и вообще всем родителям школьников - для лучшей ориентации в приложении своих родительских усилий.

Алексей Карпов педагог, писатель, художник, www.papakarp.ru

Свобода

Школьная система работает по четким регламентам и инструкциям. Но при обучении дома почти все это абсолютно лишнее. Важно видеть цель: дать ребенку глубокие, качественные знания. А «заодно» воспитать в нем трудолюбие, самостоятельность, организованность…

Дома урок может длиться 30 минут, а может и целый час. Перерыв можно сделать коротенький, а можно разрешить детям хорошенько отдохнуть. Расписание очень условно - это лишь ориентир. Реально же все решается по ходу дела - исходя из того, как сегодня идет усвоение данной темы, какое настроение у ребенка, какое самочувствие, какая погода…

Кстати о погоде. Я всегда уделял большое значение прогулкам, выездам за город. И смело менял при этом режим занятий. Общение с природой очень важно для развития детей. В сентябре и в мае мы обычно учимся мало, а гуляем много.

Когда мои сыновья учились в младших классах, то наши прогулки были во многом и уроками природоведения. Куда веселее и эффективнее разглядывать деревья, жучков и камушки в лесу, чем читать о них в книжках.

Да и все остальные предметы вовсе не обязательно изучать «сидя за партой». Шагая в далекий парк, мы занимались устным счетом, вспоминали правила русского языка, тренировались в английском… Конечно, от меня требовалось почувствовать момент, когда дети готовы отвлечься от игр и сосредоточиться на учебе.

Дома также нет особой нужды усаживать детей за стол. Заниматься можно и лежа на диване или на ковре, и лазая по спорткомплексу, и даже (да простят меня строгие педагоги!) прямо в постели. А что?! Речь ведь идет не о потакании разгильдяйству, а о том, чтобы ребенку было удобно.

Какие-то вещи необходимо делать аккуратно - ровно сидя за столом. К этому тоже важно приучить. А вот устно решить задачу, понять физическую теорию, прочитать главу из учебника, написать черновик сочинения… - все это можно делать и в более свободных положениях.

Об оформлении задач. Мы этим занимаемся за день-два до экзамена. Я просто не трачу время на такие несущественные вещи. Главное - чтобы ребенок умел думать, умел получить правильный ответ. Большинство примеров и задач мы решаем «начерно» - так получается быстрее и эффективнее.

И так во всем. Обучая детей дома, мы попадаем в пространство с гораздо меньшим числом жестких границ и правил действий. Мы можем свободно выбирать режимы и формы занятий.

Уважение к ребенку

В школе детей не спрашивают, как их учить, какое сделать расписание, когда начать и закончить урок… А я спрашиваю. Конечно, окончательное решение - за мной. Но уже с младших классов мои дети приучались участвовать в решении таких вопросов, приучались думать стратегически и организовывать свою учебу. Это едва ли не важнее собственно знаний! Ведь знания забываются и меняются, а умение быть ответственным и организованным универсально. И с дисциплиной легче. Ведь не только я их заставляю, но и они сами определяют ход процесса. Это уже наше общее дело.

Прямо скажу, в нашей семейной истории не все было гладко. Сыновья часто буянили и отлынивали от учебы. Я то подстраивался, то «давил», а то и говорил: «Не хотите нормально учиться дома - идите в школу». А в старших классах я просто перестал их контролировать - они уже повзрослели и занимались очень ответственно.

Еще важно уважать дела ребенка - те, которые ему интересны, в которых он развивается, которые ему нужны. Например, мой старший сын Тима в 12 лет увлекся игрой на гитаре. И я мог утром ждать 2-3 часа, пока он сочинял новую песню. Второй сын Коля мог в будний день с утра полдня провести на службе в храме. И я соответственно перестраивал режим занятий.

Но не только такие серьезные дела, как посещение храма или творчество, но и обычные игры, чтение, общение могут быть в данный момент необходимы ребенку. Иногда, конечно, приходилось говорить: «Все! Через пять минут начинаем учиться!» Но чаще я спрашиваю: «Сколько примерно, Машенька, тебе надо дочитать? Минут пятнадцать? Хорошо. А потом займемся русским, да?»

Постепенно дети привыкают, что дисциплина - это не слепое послушание непонятным требованиям, а разумное действие. И Тима, и Коля, и Маша сейчас очень хорошо умеют вписываться во все необходимые дисциплинарные рамки: в школе, в институте, в походе…

Методическая структура

Все предметы я условно разделил на три группы.

Первая группа: русский, математика, английский, физика, химия, черчение. Здесь важна непрерывная связь в обучении из года в год. Это как строить дом из кирпичиков - если плохо сделан фундамент или стена, то и вся конструкция вряд ли будет устойчивой. Особенно важна системность в математике и физике.

Вторая группа: история, география, природоведение, чтение, литература, биология. Здесь мы стремимся к общей ориентации, к расширению кругозора, к пониманию того, с чем работаем. Можно выучить и забыть после экзамена. А можно, наоборот, изучать что-то много глубже, чем требуется по программе.

Третья группа: физкультура, труд, музыка, рисование, ОБЖ, компьютер… Мы все это осваивали просто по жизни. Дома у нас есть большой спортивный комплекс, скалодром на стене, маты для кувыркания, боксерская груша… Ребята ходили в секции: дзюдо, гимнастики, скалолазания, туризма. В делах по дому и даче я учил сыновей обращаться с инструментами. И сами они мастерили, моделировали. Машенька учится готовить, вязать, шить.

Компьютер дети освоили сами. Игру на музыкальных инструментах (в небольшом объеме) тоже. О всяких жизненных опасностях и экстремальных ситуациях я им много рассказывал. А потом Тима и Коля занялись туризмом всерьез и теперь даже меня могут поучить. Им довелось участвовать и в спасении тонущих рыбаков во время шторма на Вуоксе, и в сложных соревнованиях МЧС…

Ну а уж рисование - вообще наша стихия. Вся наша квартира - это художественная мастерская. Мы много лет вместе с детьми активно делали картины, разрисовывали стены, устраивали выставки…

Предметы первой и второй группы мы изучаем не все сразу, а по 2-3 параллельно. Сдаем курс за год, а потом переходим к следующему предмету. Так удобнее и мне, и детям.

Концентрация

Если мы учимся - то уж учимся. Никаких отвлечений, полная концентрация. И тогда за короткое время можно успеть очень многое. Даже за 15-20 минут. Кто сказал, что учебник можно читать только по одному параграфу в день?! Можно прочитать и несколько больших глав - столько, сколько укладывается в голове. Но бывает, какой-то вопрос требует многочасовой, многоразовой проработки - и мы занимаемся им сколько нужно.

Мой опыт говорит, что обычно ребенок не может выдержать больше 2-3 часов сосредоточенной учебы в день. Да и то нужны перерывы.

Принцип «чем больше ребенок сидит за уроками - тем лучше» не работает. Надо, чтобы проводимое за учебой время было эффективным.

А для этого важна концентрация. А потом - хороший отдых, переключение на другие дела.

К старшим классам дети сами учатся чувствовать оптимальный для себя режим занятий. Так Тима, заканчивая школу, уже полюбил заниматься неторопливо, много часов подряд - в полную противоположность режиму наших с ним занятий в начальных и средних классах. Но тут уж, как говорится, ему виднее. А я свое дело уже сделал.

Умение работать сосредоточенно - важнейший навык. От него в очень большой степени зависит успех и в учебе, и в любом другом деле. Поэтому с первых классов нужно уделять ему самое серьезное внимание.