«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 11, 2007 год

Храм Благовещения на Васильевском

Храм Благовещения на Васильевском

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове в нынешнем его облике был построен в 1750-1765 годах. Возможно, архитектором его был Джузеппе Трезини. До строительства каменного здания службы велись в деревянном храме. Инициатором строительства обоих храмов стали купцы Чиркины, владевшие обширными земельными участками на Васильевском острове. Храм строился без поспешности, один за другим освящались его приделы. В 1762 году в нижнем храме был освящен придел во имя святых мучеников Кира и Иоанна. Освящал молодой епископ Кексгольмский и Ладожский Тихон, будущий Задонский чудотворец, подвижник и молитвенник земли Русской. В храме находится его икона с частицей мощей.

Колокольня храма была построена позднее - в 1780 году. Она является самой высокой на Васильевском острове, ее высота - 55 метров.

Храм удивляет прежде всего своим расположением. Находится он в глубине двора, и к нему от 8й линии ведет дорога, продолжающая центральную ось храма. Вторая из его многочисленных особенностей - трехъярусность. Богослужения сейчас ведутся в среднем ярусе, где находятся три придела. Но существуют еще нижний и верхний, мансардный храм (там же располагаются и комнаты для священников).

Традиция строить теплый нижний храм и летний - холодный характерна для множества русских городов. А вот мансардный храм встречается очень редко.

Внутреннее убранство храма также оригинально. Три стены его украшены большими фрагментами живописи на библейские сюжеты, связанные с Крестом Господним: «Несение Креста», «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня» и очень редкий сюжет «Возвращение Животворящего Креста Господня из Персидского плена». Предание гласит, что в 614 году Крест был захвачен в плен персидским царем Хозроем II. Но в 628 году христианский император Ираклий возвратил Крест. Сюжет изображает царя, подходящего с Крестом к воротам города. Однако невидимая сила не разрешила царю войти внутрь. Патриарх Захария повелел Ираклию снять с себя все царские одежды и принять образ раба, и тогда он смог внести Крест в ворота и водрузить его на положенное место.

Специалисты отмечают, что живопись выполнена в позднеакадемическом стиле, с русско-византийским почерком, на высоком профессиональном уровне. Возможно, автором ее был Р.Ф. Виноградов, знаменитый мастер церковных росписей.

По словам настоятеля храма протоиерея Андрея Диаконова, живописное убранство сильно пострадало в советское время. Объем храма был разделен на этажи проектномонтажной конторой. Более всего пострадал сюжет «Несение Креста», на месте которого прорубили дверной проем. Другие же участки были закрыты многими слоями краски. Впоследствии они были благополучно расчищены. В их числе и плафон «Ной приносит благодарственную жертву Богу после Всемирного Потопа». Площадь плафона около 100 квадратных метров, аналогов этому сюжету пока не найдено. Имя автора росписи тоже пока остается неизвестным.

В настоящее время большая часть росписей отреставрирована, утраченные фрагменты воссозданы. Раскрыта живопись и в верхнем храме, воздвигнут крест, подведены новые коммуникации.

С декабря 2001 года по май 2002 года компанией «Лапин Энтерпрайз» была произведена реконструкция кровли. Полностью заменены стропильные системы и кровельное покрытие. Освобождено все чердачное покрытие от нагромождений старых вентиляторов и полуметрового слоя голубиного помета. В связи с недостаточным финансированием не было возможности воссоздать алтарный купол, и мастерами компании была проведена виртуозная работа по созданию конструкции стропил, позволяющей впоследствии провести демонтаж купола, совершенно не затрагивая основной кровли. Работать приходилось зимой, когда было много снега и надо было учитывать, что церковь действующая и нельзя допускать протечек. Реконструкция осуществлялась по уникальной запатентованной технологии устройства металлической кровли из рулонного оцинкованного металла с использованием высокоточного импортного оборудования. При правильной эксплуатации кровля, устроенная таким образом, прослужит не менее 50 лет.

Следующие шаги - это реставрация фасадов, а также освобождение пространства от посторонних построек. Еще три года назад храм был окружен временными строениями, складами. И сейчас в одном здании, грубо вписанном в ансамбль церкви, еще находится дирекция управления «Спецмонтажавтоматика». Однако поставлен вопрос о его сносе. Отец настоятель рассказывает, что в жизни храма большое участие принимают прихожане. «У нас сложился приход, - говорит отец Андрей. - Некоторые ходят только к нам, приезжают из других районов города. Со многими я хорошо знаком».

Храм всегда именовался Благовещенским ансамблем. Он включал в себя, помимо церкви, еще пять каменных зданий, кладбище, часовню на углу Малого проспекта и Восьмой линии. При храме действовало «Общество воспомоществования приходским бедным», а в середине XIX века ансамбль даже приютил женский монастырь. Славная история храма продолжается. Узнать больше вы сможете на сайте www.hramblag.narod.ru.

Текст: Юлия Терехова
Фото: Александр Петросян



Рубрика выходит при поддержке реставрационной компании «Лапин Энтерпрайз»