«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 11, 2007 год

Церковь и СМИ: где источник противоречий?

Какой изображают Церковь в светских газетах? Почему СМИ все чаще разжигают конфликты между верующими и неверующими? «Вода живая» публикует результаты собственного исследования городской прессы.

Какой изображают Церковь?

В августе-сентябре 2007 года Информационная служба Санкт-Петербургской епархии «Вода живая» при поддержке мониторинговой компании «ЭкроRG» провела социологическое исследование на тему «Образ Русской Православной Церкви в петербургских газетах». Его целью было выяснить, какой изображали Церковь городские газеты в 1997 году и что изменилось сегодня.

В качестве стартовой точки неслучайно был выбран именно 1997 год: в этом году был принят федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях». По сравнению с предыдущим документом - законом РСФСР «О свободе вероисповеданий» - новый закон провозгласил особую историческую роль так называемых «традиционных» религий. В первую очередь, Православия, а также ислама, буддизма и иудаизма. Принятие закона вызвало полярные реакции в обществе - от пропаганды Православия в качестве «новой национальной идеи» современной России до возмущения дискриминацией по отношению к остальным религиозным объединениям. Исследователи пытались понять, сказалось ли это на освещении «церковной темы» в петербургских СМИ. Иными словами, как журналистское сообщество отреагировало на изменение закона?

Анализировались газетные публикации за первые полугодия 1997-го и 2007-го годов. Издания для анализа отбирались по количеству упоминаний Русской Православной Церкви, а также слова «православный» и его производных. Из газет, существовавших и в 1997 году и сегодня, были отобраны пять изданий - «Вечерний Петербург», «Деловой Петербург», «Невское время», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Смена».

Результаты исследования представил журналистам председатель Издательского отдела епархии протоиерей Александр Сорокин 4 октября в пресс-центре «Санкт-Петербургских ведомостей».

«Некассовая» тема

Количество публикаций о Церкви в абсолютных цифрах в 2007 году больше, чем в 1997-м. В то же время доля их в общей массе публикаций остается очень небольшой - в среднем около 1 % всех публикаций в рассматриваемых изданиях в 1997 году и около 1,2 % в 2007. Иными словами, церковная тема хотя и стала более значимой для СМИ, но не входит в число важнейших и не является «кассовой» - по крайней мере, для обозначенных пяти изданий.

Не «фольклорный заповедник», но и не христианская община

Тематика публикаций о Церкви также изменилась (см. таблицу 1). С одной стороны, больше стали говорить об участии Церкви в общественной жизни и о внутрицерковных событиях. Образ «фольклорного заповедника», активно приписываемый Церкви в 90-е годы, уже не актуален: Церковь гораздо меньше ассоциируется с народными традициями и обычаями, чем десятилетие назад. «Если раньше, в 90-е годы, многие считали, что Церковь - это нечто, имеющее отношение к нашим корням, но не более того, то сегодня ситуация иная. Пресса, а вместе с ней и общество, привыкают к присутствию Церкви во многих сферах жизни и считают его естественным», - сообщил отец Александр.

С другой стороны, газеты по-прежнему пишут в основном о внешней стороне жизни Церкви. В центре внимания журналистов - участие церковных иерархов в официальных мероприятиях или освящение храмов с участием представителей светской власти. В то же время в СМИ крайне мало сообщается о социальных проектах, о миссионерской деятельности Церкви. Ее роль в жизни простых граждан интересует газеты гораздо меньше. В результате для светского общества, по выражению отца Александра, «во многом Церковь так и остается terra incognita».

Главное - это начальство

Героями публикаций становятся в основном Святейший Патриарх и епископы, а также священнослужители, облеченные высокими церковными должностями (см. таблицу 2). При этом основа Церкви - сообщество верующих, его жизнь, его позиция - зачастую остается вне поля зрения журналистов. Люди, не имеющие церковного сана, редко становятся героями публикаций. Церковь часто воспринимается прессой как некое учреждение, позицию которого выражают его начальники. В то время как в догматическом смысле Церковь - это не только иерархия, но все сообщество верующих. «Впрочем, во многом это проблема не прессы, а самой Церкви - в первую очередь, мирян, которые далеко не всегда осознают степень своей ответственности за жизнь Церкви», - заметил отец Александр.

«Русская вера»

Также был составлен рейтинг героев публикаций о Церкви (см. таблицу 3). Если в 1997 году их главным героем был Иисус Христос, то в 2007 году список возглавил Патриарх. «Возможно, - сказал отец Александр, - на основании такого результата нельзя делать каких-то уверенных выводов - все-таки выборка была достаточно ограничена. Однако можно предположить, что образ Церкви в прессе дрейфует из области всеобщих христианских ценностей в область национального достояния и ценностей патриотических. Последние также очень важны, но досадно, что на второй план отодвигаются ценности христианства как такового».

«Кадило или паникадило?»

Авторы статей о Церкви стали более грамотными: в их текстах заметно увеличилось количество специальных церковных терминов, упоминаний элементов богослужения, богословских понятий, органов церковного управления, предметов церковной утвари. Увеличилось количество материалов о храмах, святынях и монастырях. Больше внимания стало уделяться церковным СМИ и православным организациям (см. таблицу 4).

С другой стороны, многие журналисты по-прежнему плохо знают церковный устав и лексику.

В результате имена священнослужителей даются без упоминания сана, названия икон искажаются. «Образ Церкви в прессе стал более четким, но в то же время журналисты с трудом осваивают специфический церковный язык», - заключил отец Александр. Он предположил, что одна из причин заключается, возможно, в практически полном отсутствии журналистов, специализирующихся на сюжетах о религии: «Список авторов публикаций обширен, но большинство из них за это время написали всего одну-две заметки о Церкви».

Любовь МусиенкоЛюбовь Мусиенко, руководитель отдела по связям с религиозными организациями Администрации Санкт-Петербурга:

- Светские журналисты не всегда стараются при сборе информации. Например, они крайне редко обращаются к нам в отдел с вопросами, а если и обращаются, то исключительно по поводу «деструктивных сект» и «нетрадиционных религиозных объединений». Конфессиональная журналистика в этом отношении представляет обратную картину, мы прекрасно взаимодействуем с религиозными СМИ, особенно с изданиями Санкт-Петербургской епархии.

Дмитрий ШерихДмитрий Шерих, главный редактор газеты «Санкт-Петербургские ведомости»:

- Часто журналисты рассматривают Церковь как предприятие, как один из субъектов городской экономики или, в лучшем случае, общественной жизни. Как правило, жизнь Церкви освещается исключительно на бытовом уровне. И очень мало публикаций, посвященных позициям Церкви по сущностным, мировоззренческим вопросам. Хотя сегодня, когда в обществе преобладают ценности успеха и денег, Церковь и «качественные», «просвещенные» СМИ могли бы идти рука об руку в отстаивании духовных ценностей.

Виктор ХрульВиктор Хруль, редактор газеты «Свет Евангелия», преподаватель факультета журналистики МГУ:

- В современной России СМИ слишком часто оказываются в роли «провокаторов» в сфере общественно-религиозных отношений. Это связано с тем, что, во-первых, сами религиозные организации недостаточно открыты по отношению к журналистскому сообществу. С советских времен религиозные лидеры сохраняют определенный страх перед «публичностью» и стараются содержать внутреннюю жизнь своих общин в тайне. Во-вторых, сказывается недостаток квалифицированных журналистов, специализирующихся на религиозной тематике.

Андрей ЗайцевАндрей Зайцев, обозреватель интернет-портала «Религия и СМИ»:

- Журналист, пишущий о религии, вовсе не обязательно сам должен быть религиозным человеком - просто он должен писать о Церкви так же объективно и честно, как обо всех остальных вещах. СМИ не могут передать сущность понятия «Церковь», - да это и не их задача, - но они могут создать соответствующее информационное поле, в котором интересующийся человек сможет черпать объективные и достоверные сведения.

Протоиерей Владимир ФедоровПротоиерей Владимир Федоров, директор Православного института межконфессиональных отношений, экуменизма и новых религиозных движений:

- Ситуация с освещением религиозных вопросов в современных российских СМИ свидетельствует о религиозном невежестве во всем российском обществе. Для того чтобы действительно решить проблему, необходимо всерьез повысить уровень знаний россиян о религии. Заниматься этим могут и сами СМИ - причем их просветительское воздействие в таком случае будет никак не меньшим, чем у курсов ОПК в школе. А вообще этим должны заниматься университеты. Я, например, уже несколько лет читаю курс психологии межрелигиозных конфликтов на психологическом факультете СПбГУ.



Таблица 1
Темы публикаций, в которых фигурирует РПЦ

Средняя доля публикаций, %
  1997 г 2007 г
События современной общественной жизни 9 20,2
События современной церковной жизни 9 17,4
События современной культурной жизни 12 13,2
Дни памяти святых и церковные праздники 16 10,1
Официальная хроника 7 10,1
Восстановление и строительство храмов 11 8,2
Происшествия 6 8,2
Благотворительная деятельность РПЦ 6 7,1
Народные обычаи 12 3
Исторические события 6 2
События современной научной жизни 6 0,5

Таблица 2
Место героев публикаций в иерархии РПЦ
Количество упоминаний
  1997 г 2007 г.
Епископы 34 133
Священники 46 206
Диаконы 1 11
Без сана 6 21

Таблица 3
Главные герои публикаций о Церкви
Количество упоминаний
  1997 г 2007 г
Алексий II,
Патриарх Московский и всея Руси
2 15
Иисус Христос 8 3
Блаженная Ксения Петербургская 1 5

Таблица 4
Темы, упоминаемые в связи с Церковью
Количество упоминаний
  1997 г 2007 г
Церковные здания 72 318
Богословские понятия 51 262
Элементы церковного устава 38 218
Церковные праздники 30 96
Святые 18 88
Монастыри 14 88
Органы управления РПЦ 16 67
Святыни 0 76
Церковная утварь 11 58
Иконы 23 46
Библия 8 26
Образовательные учреждения РПЦ 13 15