«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 11, 2007 год

Государство — партнер Церкви

В последнее время вопросы партнерства Церкви, государства и бизнеса все чаще поднимаются в самых разных общественных кругах.

Не так давно широко обсуждалось «письмо десяти», а 4 октября в Представительстве немецкой экономики в Петербурге прошла конференция, в несколько ином свете затрагивающая тему отношений между Церковью и обществом. Участники из России и Германии - представители государственной власти, бизнеса и некоммерческих организаций - обсуждали возможности совместной работы в социальной сфере. Конференция была приурочена к 50-летию побратимских отношений между Петербургом и Гамбургом. Русскую Православную Церковь - «самую большую некоммерческую организацию в России», как определили ее организаторы - представляли референт петербургского филиала ОВЦС иерей Владимир Хулап и председатель отдела благотворительности Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Степанов.

Государство идет к Церкви

Еще об одном уровне взаимоотношений общества и Церкви «Воде живой» рассказывает Константин Ковалев, глава Муниципального образования «Лиговка-Ямская»:

«Мне очень хотелось бы затронуть тему муниципального самоуправления, так как оно у нас в стране практически не развито. Мы очень ограничены в тех вопросах, которыми имеем право заниматься. Все они, понятно, имеют местное значение. Что же касается отношений с Церковью, то в нашем ведении только один из пунктов - мы выдаем религиозным группам подтверждение их существования, на основе чего те потом получают государственную регистрацию. От момента их обращения в муниципальное образование ведется отсчет их существования. Правда, на деле обращаются к нам по этому вопросу довольно редко: не всегда люди осознают необходимость существования в правовом поле. Зато когда возникают проблемы с арендой, имуществом и прочим - вот тогда другое дело.

Если параллели здесь уместны, церковный приход и муниципальное образование представляют собой примерно один уровень в церковной и государственной иерархии соответственно. Поэтому обязательно должна быть связь между прихожанами и муниципальными образованиями. Объединяющим фактором может служить боль за исторические ошибки и поразившее нас духовное беспамятство. Ну и, конечно, территориальный фактор: ко мне, как к главе муниципального образования обращаются прихожане и я обязан им помогать. Если честно, я и депутатом стал, чтоб иметь возможность помочь Церкви. Работая неподалеку от собора Феодоровской иконы Божией Матери, я много лет смотрел на изуродованный храм, на прилепленные к нему пристройки, и все это время что-то меня внутри царапало. Однажды я пришел в храм за крещенской водой и попал к протоиерею Владимиру Сорокину. Мы пообщались. Затем, через некоторое время я выдвинулся в депутаты.

Важно то, что муниципальное самоуправление вне политики в принятом ее понимании и должно обеспечивать интересы всех граждан. И поэтому, если на территории муниципального образования есть церковь, мечеть, синагога, то мы должны учитывать интересы всех верующих независимо от конфессий. И если мы не можем сами что-то сделать, так как, напомню, законом мы строго ограничены, в наших руках есть административный ресурс - передать дело на следующий уровень. Или можно использовать свои связи. К примеру, познакомить руководителя строительной организации, которая возводит дом на территории округа с настоятелем местного храма, чтобы помочь с ремонтом. Мы, пользуясь правом на обустройство дворовой территории, привезли к одной из церквей землю, установили бетонные вазоны для цветов. А для пенсионеров мы устраиваем паломнические поездки: Псков, Зеленецкий монастырь, пригороды Петербурга. Мы ничего не навязываем, едут только те, кто хочет. Да и не паломничества это даже, а скорее экскурсии. Потому что паломничество - все же богомолье, а мы свою церковность специально не подчеркиваем. Скорее любовь к своему краю, истории.

Сейчас много обсуждается вопрос о взаимопроникновении Церкви и государства, хочет кто-то этого или нет, но оно налицо. Плохо это или хорошо? Думаю, во всяком случае, что нам это ничем не грозит. Нужно много времени, чтобы оправиться от долгих лет безбожия и понять, как глубоко мы упали. Сегодня, и я в этом глубоко убежден, Церковь не представляет большой силы, а то же письмо академиков - лишь инструмент в чьих-то руках. Да и государство само идет к Церкви. Мы православные люди и где бы мы не работали, мы всегда об этом помним, и идем в Церковь и беспокоимся о ее нуждах. Это нормально».

Олег ПОНСОВ